11 декабря прошла стратегическая сессия, посвященная развитию фонда Legacy, занимающегося поддержкой школьных Эндаумент фондов. Такие фонды представляют собой целевые капиталы, созданные за счет пожертвований благодарных выпускников и других лиц, заинтересованных в развитии школы и дают возможность альтернативного финансирования школы.
Что такое Эндаумент фонд в России?
Когда всех присутствующих попросили изобразить символ эндаумента, отражающий его суть, на доске появились такие изображения, как маяк, на который можно ориентироваться и плыть дальше, статуя свободы, как символ независимости, капля, падающая в мёртвое море, дверь или дорога в будущее, подушка безопасности, резервный генератор, питающий здание школы. Все эти образы интригуют и создают ощущение полезности и необходимости, ощущение того, что может дать школе независимость и новую жизнь. И действительно, зарубежный опыт показывает, что правильно организованный эндаумент может покрывать до 50% расходов учебного заведения. Известные во всём мире университеты, такие как Принстон, Гарвард Йель - имеют свои эндаументы и успешно ими пользуются уже на протяжении трёхсот лет.
Российский опыт
У нас в России этот инструмент только становится популярным. Наша страна еще пытается нащупать дорогу к формированию действующих и полезных эндаумент фондов. Ведь такой фонд всегда состоит из двух составляющих: финансовой и человеческой. Помимо денег, которые могут прийти в школу, в нее приходит энергия людей, вокруг школы формируется сообщество неравнодушных. С финансовой точки зрения эндаумент фонд обеспечивает движение ресурсов, по направлению к школе, а также обеспечивает бесконечное финансирование, альтернативное бюджетному или государственному. Почему бесконечное, потому что эндаумент фонд создается навечно. Доноры вносят средства на счёт фонда, далее эти средства передаются в управления специализированным компаниям, которые распоряжаются ими таким образом, чтобы они приносили доход конкретной организации. В России плохо укладывается в голову такой срок, как «бесконечность».
Мы привыкли измерять жизнь гораздо более короткими промежутками. Ведь здесь у нас всё может измениться в течении нескольких часов. И такое не раз случалось за долгую историю нашей страны. Но, тем не менее перспектива иметь эндаумент фонд кажется очень привлекательной. Особенно для организаций, которые никогда не смогут стать коммерчески успешными, для таких организаций эндаумент фонд - это один из немногих способов хоть как-то выжить, не попав в зависимость от государственных или частных кредиторов. Для меценатов эндаумент - это хороший и простой инструмент пожертвования большего количество денег нуждающимся, потому что система фонда снижает транзакционные издержки, а доноры освобождаются от уплаты налогов и даже могут получить налоговый вычет.
Как школе управлять большими деньгами?
Фонд Легаси предлагает школам поддержку в администрировании фонда и всего что касается операционной финансовой деятельности. Прибыльность обеспечивает управляющая компания. Отчётность, фандрайзинговые мероприятия, направленные на сбор средств и техническую сторону сбора (на сайте фонда размещена специальная кнопка для перевода средств) - обеспечивает Легаси. За школой остаётся только функция общения с выпускниками, родителями, поиск желающих вложиться в целевой капитал и формирование сообщества. На первый взгляд сказка, а не идея. Но есть одна проблема - почему-то не работает. По крайней мере - пока не работает. Этому есть ряд объяснений: И основное это - страх. Причём для разных заинтересованных лиц опасения лежат в различных областях.
Страхи управленцев
Для чиновников страх заключается в том, что в этой системе очень легко усматриваются поборы, за которые есть риск понести серьёзное наказание, вплоть до лишения своего кресла. У директоров школ есть несколько страхов и проблем которые они видят. Первый страх заключается в том, что в нашей стране пока нет единого представления о том, как работает эта система и что это такое. И из-за этого можно легко совершить ошибку и наломать дров. Хотя, на самом деле, деятельность эндаумент фондов в России регламентируется «Федеральным законом о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Но, как известно, любой закон можно прочитать по-разному.
Также директора боятся отсутствия поддержки учредителя. И одна из парадоксальных системных проблем состоит в том, что не совсем ясно - куда можно потратить эти деньги. Несмотря на то, что школы находятся в условиях жёсткого недофинансирования и все очень любят говорить, а лучше сказать - жаловаться на это вслух, если прийти и сказать - возьмите деньги, не многие сразу сообразят - куда можно их потратить с пользой для общего дела. Тем более, что при начальной сумме целевого капитала, которая регламентирована законом в количестве - трех миллионов рублей, процент, приходящий в образовательную организацию будет ничтожно мал, по сравнению с потребностями школы.
От этого создаётся впечатление, что лучше нам вообще ничего не надо. На весах - отсутствие лишней работы и крохотная ежемесячная сумма на счёт школы. У редкого директора есть долгосрочная программа развития собственной школы, с обозначенными дефицитами и определенной очередностью их устранения. И выходит история - деньги надо? -Да! Надо! - На что будешь тратить? - Дайте денег, желательно побольше, а там придумаю.
Опасения бизнеса и родителей
Страхи предпринимателей, которые могут вложиться в целевой капитал заключаются в том, что не совсем ясно получится ли какой-то результат от вложения этих денег в эндаумент. Вроде как, если вложил три миллиона в ремонт детского дома, выгода ощутима здесь и сейчас и ещё табличку золотую могут у входа повесить, а если отдал в эндаумент фонд - когда ещё выгода будет - не ясно, быть может меня уже и в живых то не будет. Ну и если предприниматели не могут себя мотивировать вложиться в “вечный” эндаумент, то что уж говорит о родителях, для которых горизонт планирования чаще всего - это один ребёнок, которого нужно отучить одиннадцать лет и устроить в следующее учебное заведение. Зачем вкладываться в то, что будет полезно чьему-то другому ребенку, если это может быть полезно моему?
Что думают выпускники?
А если говорить о эндаумент фонде, как о возможности выпускникам отблагодарить свою альма матер, то и здесь проявляется определенная проблема. Бывает так, что благодарный ученик, приходя в школу уже не видит ни одного знакомого лица. Коллектив сменился, все вышли на пенсию, так может разумнее собрать продуктовую корзину на эти деньги и подарить своим учителям-пенсионерам?
Эти страхи, проблемы и препятствия удалось выявить в ходе стратегической сессии, имеют ли они решения?
Что делать?
Конечно, в первую очередь хочется информирования. Эндаумент провозглашает себя, как прозрачная система, с понятным движением ресурсов. Но само слово пока что, для многих российских людей, далеко не прозрачно. И мечта о бесконечном не государственном финансировании школы может сбыться только тогда, когда слово эндаумент станет таким же нормальным, понятным и неотъемлемым атрибутом школы, как - журнал или сменка.
Эндаумент должен войти в критерии надежности и качества школы, только в этом случае эта система будет работать полноценно и правильно. А также, школа должна начать мыслить стратегически и понимать, что как бы не изменилось содержание образования, что бы ни стало новой площадкой для образования, дом, музей или город, деньги на реализацию деятельности нужны будут всегда, но деньги ничто без людей, которые знают на что их нужно потратить с максимальной пользой для детей.
Соответственно, приоритетными задачами школы должно стать повышение квалификации персонала, разработка долгосрочной программы развития каждой конкретной школы и формирования сообщества родителей, выпускников и предпринимателей вокруг школы. А также, формирование представлений о взаимовыгодном сотрудничестве с сообществом. И как следствие - появление целевого капитала. Школа должна выйти за пределы своих стен и начать взаимодействие с окружающим миром. В этом случае может исчезнуть страх, у тех, кто хочет дать деньги, а школе станет понятно куда и как тратить пришедшие средства и как извлекать из этого максимальный КПД для детей. А правильная работа с сообществом может обеспечить социальные связи, которые откроют школе и детям новые возможности.