Мы внимательно следим за делом бывшего директора калининградского лицея № 49 Людмилы Осиповой, которая обвиняется по четырем статьям Уголовного кодекса.
Ей инкриминируют сразу несколько преступлений: мошенничество, злоупотребление и превышение должностных полномочий, а также присвоение и растрату особо крупной суммы денег.
По версии следствия, директор в том числе принимала от родителей взносы за охрану школы, установив определенную периодичность и фиксированную сумму. Всего за два года – с сентября 2015-го по сентябрь 2017-го – Осипова собрала с родителей школьников 7,1 млн рублей, из них около 4 млн рублей были якобы похищены ею.
Первое судебное слушание состоялось 29 июля, за это время были вызваны в суд и опрошены несколько свидетелей обвинения и четверо потерпевших, которые заявили, что таковыми себя не считают. Обвинения Людмилы Григорьевны в том, что она присваивала себе родительские деньги за охрану, пока никем не подтверждаются. Около месяца назад сменился судья по ее делу. Это означает, что процесс фактически должен начаться заново, «с нуля», и всех свидетелей, уже давших показания, могут вызвать в суд повторно.
После назначения нового судьи слушания вновь стали проходить в открытом режиме (до этого какое-то время по требованию гособвинителя процессы были закрытыми, и журналистов на них не допускали).
Но изменения произошли не только в ходе и правилах судебных заседаний, но и в жизни самой Людмилы Григорьевны. Правильно говорят: беда не приходит одна. Недавно у нее скончалась дочь, это стало для нее страшным ударом.
Ее друзья и коллеги говорят, что ее здоровье сильно пошатнулось в последнее время (сахарный диабет, боли в суставах), и на похоронах она передвигалась в инвалидном кресле.
В приватных разговорах она признается, что не переживет этой трагедии.
«Мы теперь беспокоимся не столько за ее здоровье (оно в плачевном состоянии), сколько за ее жизнь», – отмечают коллеги бывшего директора лицея.
Ситуацию вокруг дела Людмилы Осиповой мы попросили прокомментировать депутата Госдумы от Калининградской области, Заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук Александра Пятикопа. Он знаком с Людмилой Григорьевной, в свое время сам прошел путь от учителя до директора школы и о проблемах образования знает не понаслышке.
«Людмила Григорьевна – Заслуженный учитель России, великолепный словесник, – говорит Александр Пятикоп. – В лицей № 49 попасть очень сложно – это одна из самых лучших образовательных организаций Калининградской области.
Что инкриминируется Людмиле Григорьевне?
Сдача в аренду спортивной площадки на территории школы. Искусственное покрытие площадки требует дорогостоящего ухода, на который денежные средства не выделялись, притом что содержание такой площадки обходится в 1 млн рублей в год.
Деньги, полученные от аренды, шли на развитие материально-технической базы лицея.
Кроме того, Осипову обвиняют в сборе родительских средств на охрану школы и присвоение этих денег.
Но муниципалитет ни копейки ни одной школе в городе на эти цели не дает. На все школы города для обеспечения антитеррористических мероприятий потребовался бы 1 млрд рублей. Это очень большие средства, которых хватило бы на строительство новой школы с бассейном.
Хорошо известно, что у нас муниципальные полномочия не обеспечены финансированием. Региональная поддержка – тоже не выход из положения, потому что только 12 регионов из 85 у нас доноры.
Как школы выходят из этой ситуации? Как правило, администрация нанимает пожилых людей, которые не смогут даже вовремя нажать тревожную кнопку. В то время как Людмила Григорьевна по просьбе родителей наняла серьезных ребят из ЧОПа, которые надежно обеспечивали безопасность детей в случае не только внешних, но и внутришкольных конфликтов. Кстати, деньги на эти цели поступали из Фонда лицея, который создали в том числе и выпускники, и следствие не доказало, что эти деньги Людмила Григорьевна присваивала себе».
«Такие судилища, с одной стороны, наносят урон авторитету системы образования, с другой стороны, настраивают людей против правоохранительных органов, – констатирует Александр Пятикоп. – Дело Людмилы Осиповой – это урок со знаком “минус” для всех директоров школ, который фактически парализует их деятельность. Кроме того, это и удар по престижу профессии педагога».
В настоящее время заседание суда приостановлено в связи со смертью дочери Людмилы Григорьевны, кроме того, с каждым месяцем ухудшается состояние здоровья Людмилы Осиповой.
Александр Пятикоп убежден, что дело Осиповой нужно закрыть, снять с нее все обвинения и наградить за многолетний добросовестный труд. Депутат считает, что большую роль в этом может и должно сыграть общественное мнение.
Однако не все так просто, как хотелось бы друзьям нашей героини.
По словам учителя лицея № 49 Александра Вишневского, «судебное дело продолжается просто по инерции, потому что те, кто им занимается, не знают, что с ним делать». Он рассказал, что еще на стадии следствия было направлено множество петиций в защиту Осиповой: их писали родители, учителя, ученики, которые обращались в самые высокие инстанции – от губернатора Калининградской области и Совета по правам человека при президенте РФ до администрации Владимира Путина, но никакого конкретного воздействия эти обращения не имели.
«Этого дела не должно было быть в принципе, – отмечает адвокат Осиповой Дмитрий Новиков. – Я с самого начала говорил, что не было оснований для его возбуждения. Но раз уж оно дошло до суда, суд обязан его рассмотреть и вынести решение, и даже смерть близкого человека подсудимой не является основанием для его закрытия. Я считаю, что приговор, конечно, должен быть только оправдательным».
Ближайшее заседание запланировано на 26 ноября, но Дмитрий Новиков не исключает, что слушания могут быть перенесены на другой день из-за физического и психологического состояния подсудимой.
Редакция «Вестей образования», как и вся общественность Калининграда и, смеем надеяться, вся прогрессивная педагогическая общественность, на стороне Людмилы Григорьевны и желает ей выдержать это испытание, которое так несправедливо и незаслуженно выпало на ее долю.