Российская академия образования предложила Минпросу направить
подготовленный проект ФГОС на доработку с последующим публичным
обсуждением. Ведомство может проигнорировать экспертизу академиков. Об
этой опасности и рисках принятия консервативного варианта стандартов
член СПЧ Александр Асмолов предлагает проинформировать президента
Путина.
Дорогие коллеги!
Министерство Просвещения РФ подготовило Проект стандартов школьного образования, принятие которого повлечёт за собой серьёзнейшие риски социализации подрастающих поколений в современном мире, невыполнение решений Президента о вхождении России в первые десять стран в мире в сфере школьного образования, ослабление конкурентоспособности и безопасности нашей страны, нарушение одного из важнейших прав детей в гражданском обществе- Права на качественное образование.
Эти риски рельефно продемонстрированы в экспертизе ФГОС, проведённой Российской академией образования. 15 ноября 2019 материалы этой экспертизы направлены в Министерство просвещения РФ. Вместе с тем есть все основания предполагать, что эта независимая экспертиза ФГОС будет проигнорирована Министерством Просвещения РФ. Прошу включить вопрос о рисках принятия данного Проекта школьных стандартах в повестку предстоящей встречи с Президентом Российской Федерации.
Александр Асмолов,
Председатель Комиссии по науке и образованию СПЧ
О независимой экспертизе проектов ФГОС начального общего образования и основного общего образования
В соответствии с письмом «О независимой экспертизе проектов ФГОС начального общего и основного общего образования» за подписью первого заместителя министра просвещения Российской Федерации П.С. Зеньковича от 1 ноября 2019 года № ПЗ-1204/04 (далее – письмо о независимой экспертизе), поступившим в РАО 5 ноября 2019 года, Российская академия образования провела независимую экспертизу проектов Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (далее – проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО).
К письму о независимой экспертизе на электронном носителе прилагались: проект ФГОС НОО на 118 страницах; проект ФГОС ООО на 250 страницах; форма экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. № 113 на 13 страницах. Мы были вынуждены обратить внимание Министерства просвещения Российской Федерации на то, что в предложенной форме экспертного заключения не отражены требования постановления правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» о необходимости проведения независимой экспертизы проекта стандарта общего образования в части его научного обоснования, с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Для проведения независимой экспертизы проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО был создан Совет Российской академии образования по экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов (далее – Совет). В рамках Совета работали пять комиссий и 17 рабочих групп.
Учитывая особую важность работы по подготовке проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО для дальнейшего научно-технологического развития страны, члены Академии неоднократно рассматривали и обсуждали их в экспертных сообществах, на заседаниях отделений и президиума РАО, в том числе с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей научного, педагогического и родительского сообществ. В целом более 300 авторитетных экспертов, в том числе 39 академиков РАО, 57 членов-корреспондентов РАО, 12 профессоров РАО и три академика РАН и РАХ приняли участие в экспертизе проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО на специально организованных площадках для обсуждения и в личных кабинетах на сайте Российской академии образования. В обсуждении проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО участвовали эксперты 32 научных центров РАО, работающих в 28 субъектах федерации в восьми федеральных округах Российской Федерации.
Рассмотрев проекты ФГОС НОО и ФГОС ООО и обобщив предложения экспертов, Совет отметил, что проекты:
– опираются на неясную методологическую и научно-методическую основу, не отвечающую вызовам эпохи современных технологических и социальных инноваций, что порождает ряд возможных рисков с целеполаганием документа и успешности реализации заявленных целей;
– не определяют в необходимом объеме задачи психологопедагогического сопровождения ценностно-смыслового и духовнонравственного развития обучающихся;
– не раскрывают понимание и механизмы того, как они будут способствовать обеспечению единого образовательного пространства страны;
– не учитывают в необходимом объеме положение поручения президента РФ Пр-209 от 8 февраля 2017 года по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс;
– излишне детализируют требования к материально-техническим условиям, необходимым для реализации образовательных программ;
– не содержат полнообъемных требований к созданию в школах безопасной эффективной цифровой образовательной среды;
– декларируют возможность, но не предлагают механизмы построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития в различных условиях обучения;
– не предлагают способов позитивной социализации обучающихся, профилактики и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей и подростков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
– задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая проведение мониторинга здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам излагают крайне формально;
– в необходимом объеме не предусматривают профилактику эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогов;
– включают изменения, которые могут повлечь за собой существенное увеличение бюджетного финансирования, что не подкреплено необходимыми расчетами;
– больше ориентированы на процедуры контроля учащихся и образовательных организаций, чем на создание благоприятной ситуации интеллектуального и личностного развития учащихся;
– не в полной мере учитывают положения Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации.
Рассмотрев проекты ФГОС НОО и ООО и обобщив оценки экспертов, Совет Российской академии образования по экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом более 500 существенных замечаний к проектам, принял следующие решения:
1. Отметить большую работу, проделанную разработчиками при подготовке проектов ФГОС НОО и ФГОС ООО.
2. Признать, что проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует существенной переработки с дополнительным привлечением ведущих экспертов с последующим повторным обсуждением проекта ФГОС НОО.
3. Признать, что проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования требует существенной переработки с дополнительным привлечением ведущих экспертов с последующим повторным обсуждением проекта ФГОС ООО.
Российская академия образования считает крайне важным продолжить работу по совершенствованию ФГОС НОО и ФГОС ООО и готова научно и научно-методически поддержать эту деятельность.