Нет нужды объяснять ученикам Лицея ВШЭ, что такое ИВР (Итоговая выпускная работа) – то самое, о чем говорят лицеисты в течение всего учебного года. Каждый учащийся за время своего пребывания в стенах Лицея (10–11-й класс) должен проделать трудоемкую работу, результатом которой станет проект или исследование.
Формально работа над ИВР заканчивается вместе с ее защитой. Однако некоторые проекты не желают умирать на этапе получения баллов и продолжают процветать после защиты! О том, что это за «долгожители» и откуда такая стойкость – в рассказах создателей, специально для проекта «Дети Вышки»!
Федор Тормосов, создатель LYC.media, выпускник Лицея ВШЭ, ныне – студент 1-го курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ направления «Журналистика»:
– Идея LYC.media как площадки, которая позволяет авторам публиковать свои материалы и получать комментарии профессионалов, родилась после успешного запуска серии лонгридов на историческую тему. Мы суммарно собрали более 4 тысяч просмотров на платформе LES, получили огромное количество обратной связи не только от лицеистов, но и от пользователей LESа – это и было самым ценным. Так мы поняли, что можно выходить на внешнюю аудиторию – не обязательно, чтобы лицейское СМИ ориентировалось только на лицеистов. При этом нужно хорошо понимать, что выход на внешнюю аудиторию подразумевает под собой и необходимость развития навыков авторов.
То, что будут читать в Лицее, и то, что читает аудитория LES – это совершенно разный как по качеству, так и по содержанию контент. Стало понятно, что нужно создавать какую-то школу, площадку, которая помогала бы «своим» прокачивать профессиональные навыки.
Так, после защиты ИВР мы вместе с Raven Press [СМИ лицеистов НИУ ВШЭ. – Прим. ред.] организовали Медиалабораторию, которая представляет собой базу полезных для авторов онлайн-материалов и серию офлайн мастер-классов от профессионалов медиасферы. Основной вопрос, который вставал у Лаборатории: как привлечь участников? На лекции ходило не так много людей, как мы планировали. Отчасти это вопрос позиционирования – мы ориентировались на тех, кто в дальнейшем планируют развиваться в сфере журналистики, на людей, у которых хобби совпадает с профессиональной траекторией.
Конкретно сейчас я уже не занимаюсь развитием LYC – передал проект 11-м классам, которые совсем скоро передадут его 10-м. Немного участвую в развитии Медиалаборатории.
Ключевой интерес для меня – это возможность прокачать собственные навыки проектного менеджмента. Конечно, сейчас я и в большой Вышке использую наработки «Лайса» и Медиалаборатории.
Продолжил бы я сейчас работать над LYC в Вышке? Мне кажется, это какая-то странная история, ведь для меня этот этап закончился. При этом, конечно, моя проектная деятельность в Вышке будет наслаиваться на тот бэкграунд, который я получил, развивая LYC. Ждите анонсов :).
Нина Афанасьева, создательница «гУМных новостей», ныне – ученица 11-го класса Гуманитарного направления Лицея ВШЭ:
– Мысль о создании группы новостей Гуманитарного направления появилась у меня на одном из первых НИПСов [НИПС – занятия по подготовке к написанию индивидуальной выпускной работы учащихся Лицея ВШЭ. – Прим. ред.] но, по сути, она вызревала задолго до этого. Когда я сама еще была абитуриентом Лицея и мечтала узнать как можно больше о «месте мечты», находя лишь общую информацию обо всех направлениях, я думала: как же странно, что у гуманитарного направления нет отдельной группы. Мне хотелось погрузиться в жизнь «гума», посмотреть на людей, которые живут жизнью моей мечты, понять, что я тоже могу стать одной из них. Хотелось понять, как проходит учебный процесс, какие на гуме преподы, какие мероприятия... Так зародилась идея группы Гуманитарного направления.
Только создавая «гУМные новости», я уже знала, что хочу продолжать вести группу и после защиты ИВР. Всегда мечтала сделать из нее социальный проект, чтобы наша с вами «визитная карточка» в ВК, гумы, росла и развивалась. У меня потрясающая команда, прямо сейчас мы проводим новый набор. В общем, тенденции развития только положительные, и я на седьмом небе от счастья! Меня мотивирует продолжать работу позитивный отклик от ребят из параллели, членов моей команды, преподавателей и абитуриентов (самое приятное, когда они говорят, что «гУМные новости» действительно им помогли). Очень приятно, что нас стали аккредитовать как официальное медиа на многие лицейские мероприятия – от Медианочи до Дня Вышки! Расти – круто, а в такой атмосфере – просто невероятно! Конечно, трудности были, есть и будут – это норма в работе над проектом. Изначально я планировала выпускать контент каждый день – и было очень тяжело неразрывно его готовить, редактировать, рассылать... Но страдало качество, и я приняла решение, что лучше делать посты реже, но интереснее! Надеюсь, мы нашли какой-то свой формат и теперь все будет только лучше.
На самом деле многих сложностей удалось избежать благодаря моей команде инициативных ребят. Без их помощи у меня ничего бы не получилось! На будущее у нас с командой грандиозные цели: рост аудитории, выход новых интересных форматов. Мы уже устроили новый набор, и вот-вот в нашу команду вольются инициативные новобранцы! С улыбкой смотрю вперед – дальше только лучше!
Анастасия Аникина, создательница группы «Сохрани мою речь», ныне – ученица 11-го класса Гуманитарного направления Лицея ВШЭ:
– Идея проекта зародилась не по щелчку. Я долго думала и тысячу раз меняла темы в голове. В итоге пришла к тому вопросу, с которого начинала поиски – «А что тебе нравится-то, Насть?» Литература нравится, поэзия. Обошла Москву Серебряного века с экскурсиями, зацепилась и решила, что свяжу работу с этим.
Суть проекта «Сохрани мою речь» – говорить о литературе, а в частности, о поэзии вне рамок школьной программы.
Мы пишем о судьбах поэтов, об их творчестве, снимаем чтения стихов и проводим литературные вечера – чтобы каждый мог высказаться. Я часто спрашивала себя: зачем я это делаю, если отбросить защиту? И радовалась тому, что понимала – смысл не в защите. Реально так. Я втянулась в видеоролики с чтениями стихов, библиотекари района Чистых прудов уже знали, зачем я прихожу. В музеях очень кайфовала: и от всезнающих чудесных работников, и от процесса съемки. А после нашего поэтического вечера в апреле поняла – я буду заниматься этим дальше.
Очень хочется оставить в Лицее часть себя. Очень многим ребятам нужен слушатель, не важно, с какого они направления, знают ли наизусть, громкий ли голос. И как можно остановиться, когда рядом те, кто всеми силами литературы и творчества за инициативу и идею? Я всегда держала в голове посты, мысленно скроллила группу: сегодня должно выйти это, завтра – то, послезавтра надо разыграть сборник стихов, а на следующей неделе обязательно выложить новое видео «Читаем вживую». Но трудностью это назвать можно лишь относительно. Трудно было постоянно поддерживать количество просмотров, лайков, всем рассказывать, делиться, скидывать, выкладывать – от этого устаешь все-таки.
Очень хочу, чтобы проект стал лицейским поэтическим клубом (постепенно смывая границы Серебряного века) и в его рамках ребята могли проводить свои литературные мероприятия и даже делать ИВР. Я верю, что «Сохрани мою речь» будет жить и станет одним из самых душевных соцпроектов Лицея.
Настасья Жирякова, создательница проекта Perspective Lyceum, выпускница Лицея ВШЭ, ныне – студентка 2-го курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ направления «Реклама и связи с общественностью»:
– На момент создания Perspective Lyceum в Лицее не было проекта, который занимался бы освещением мероприятий, фото- и видео- контентом. Также не было проектов, которые снимали бы полезные и развлекательные видео для лицеистов и абитуриентов. А фотографировать и монтировать я всегда очень любила, потому решила совместить приятное с полезным. Когда я создавала проект, не думала о том, что он станет моей ИВР. Более того, у меня была совершенно другая ИВР, и только в последний момент все поменялось. Мотивацией для продолжения работы проекта было то, что Perspective Lyceum стал для нас пространством для самовыражения. Ты можешь взять практически любую идею и адаптировать ее так, как нравится тебе, что очень круто сочетается с лицейской атмосферой. Мне, как и команде, очень нравилась работа в таком ключе.
За нашими плечами крупные работы. Например, мы снимали индийское кино в рамках лицейского «Оскара». До сих пор с ребятами пересматриваем это видео и считаем его, не считая фильма Гоши Шишкина, лучшим, что мы могли сделать. Тогда мы получили несколько статуэток, чему были рады. Никогда не забуду, как мы планировали сюжет, тащили все костюмы, снимались в футболках на улице зимой и смеялись на съемках. Мы сняли видеоролик с последнего звонка 2017 года, и он набрал очень много лайков и репостов. Я была счастлива видеть, что людям это видео нравится.
Думаю, один кейс может быть очень показательным: я сидела как-то на диване на Ляле [в Лялином переулке расположен один из корпусов Лицея ВШЭ. – Прим. ред.], а рядом в кабинете у одного из сотрудников Лицея играло видео с ярмарки, снятое нашей командой. Тогда стало понятно, что все сделано правильно и не зря! От этого захотелось работать еще интенсивнее и круче!
Проект продолжил свое существование и после моего выпуска – это все благодаря лучшей команде очень классных ребят, которым PL тоже нравился. Я и моя подруга Соня (редактор) хотели, чтобы людям нравился контент, чтобы они подписывались и PL стал основным медиаканалом в Лицее.
После моего выпуска появилась медиакоманда, а PL немного сменил вектор деятельности с выполнения отчетов о мероприятиях на просто развлекательный контент. Возможно, поначалу мне было трудно принять это, потому что я все-таки хотела совмещать обе направленности. Но это было решением новых руководителей, и сейчас я совсем не против этого. Все еще считаю, что они молодцы.
Анастасия Сенина