Почему регионам не хватает сил выполнять майские указы президента и платить бюджетникам достойные зарплаты?
Михаил Щапов, член Комитета ГД по бюджету и налогам:
– Когда в мае 2012 г. появились указы президента, было понятно, что их можно выполнить только с напряжением всех сил бюджетной системы. Цели указов были благородны и стратегически верны: довести зарплаты бюджетников до нормального уровня. К тому времени уже два десятилетия российские врачи, учителя, работники культуры прозябали в нищете. Во многих регионах разница между зарплатой учителя и средней зарплатой по региону могла быть и в 3, и в 4 раза. Средств на резкое увеличение доходов у регионов не было, поэтому им была выделена поддержка из федерального бюджета.
Однако уже через пару лет обеспечивать исполнение майских указов субъекты федерации должны были фактически за свой счёт. И тут грянул 2014 г.: падение экономики, санкции и, как следствие, сокращение региональных бюджетов. Чтобы исполнять требования указов, губернаторы стали набирать кредиты, и сейчас мы имеем совокупный госдолг регионов 2 трлн руб.
Есть и другая проблема: до указанного уровня зарплаты «догоняли» за счёт стимулирующих и компенсирующих надбавок. Система их начисления непрозрачна и вызывает массу претензий у коллективов.
В 2018 г. появились новый майский указ, нацпроекты, и правительство как будто совсем забыло об указах 2012 г. Например, в 2018 г. три десятка регионов не выдерживали заявленный этими указами уровень зарплат для врачей. В бюджете на 2020 г. по большинству регионов не достигаются показатели по зарплатам для бюджетников. А ведь указы 2012 г. никто не отменял! Но перегруженные обязательствами регионы уже просто не в состоянии достигать поставленных целей, а помощи от федерального центра почти нет. А с 2019 г. уровень зарплат может начать всё больше отставать от средних по региону – их просто перестают индексировать. Ситуация угрожающая!
Мы по-прежнему считаем, что при сохранении целей майских указов должен быть изменён сам подход к финансированию зарплат бюджетников.
Надо увеличить базовые ставки минимум до двух МРОТ, установленных в регионах.
Удвоить финансирование образования и здравоохранения из федерального бюджета, облегчив таким образом нагрузку на регионы, поменять всю систему ФФОМС, убрать оттуда ненужных посредников. Есть и немало других предложений. Главное – федеральное правительство должно перестать сгружать на регионы проблемы людей. Наши граждане живут в одной стране, а значит, их проблемами должны заниматься все уровни и все ветви власти.