Я бы никогда не задумалась над этой темой, если бы сама не столкнулась с такой ситуацией. Я репетитор.
Мне нравится моя работа. Больше всего радует, когда есть видимый результат и успеваемость ребенка улучшается. Но часто в своей работе я сталкиваюсь с проблемой в лице учителя.
«Наша учительница только рада будет, что мы занимаемся с репетитором»
Так говорят родители самых беспокойных и отстающих учеников. А потом оказывается, что учительница вовсе не рада, а даже наоборот. Конечно, страдают от этого в первую очередь дети. При любой неудаче они слышат: «А что же ты, занимаешься с репетитором и не можешь ответить?», «Почему это у тебя ошибки, что, репетитор не мог объяснить?», «Ставлю тебе “два”, пусть репетитор с тобой занимается». И это только малая часть того, что мне рассказывали расстроенные дети и родители. Особенно интересны те случаи, когда учитель не знает о репетиторе и начинает хвалить, ставить хорошие оценки, но как только понимает причину улучшения – резко меняет свое отношение.
На мой взгляд, такое отношение недопустимо. Личное отношение учителя к детям не должно сказываться на успеваемости и атмосфере в классе. Другое дело, что все мы люди. И у каждого есть те, кто ему симпатичен, и те, кто неприятен. Но все же каждому учителю нужно стремиться к профессионализму, а он отчасти зависит и от того, насколько преподаватель может скрывать свои симпатии и антипатии от других.
Но почему же так происходит, что учителя часто отрицательно реагируют на то, что ученику наняли репетитора?
«Ваш репетитор лучше меня?! Да я работать начала, когда она еще в детский сад ходила»
В репетиторе учителя видят конкурента, который является как бы показателем непрофессионализма учителя. Особенно это задевает, когда родители в лицо говорят – мол, вот вы, Вера Ивановна, нашего ребенка ничему не научили, подход к нему не нашли, а репетитор смог! Согласитесь, такое будет неприятно человеку любой профессии. Но важно помнить, что учитель работает не в таких же условиях, что и репетитор. Естественно, что некоторым в школе сложнее усвоить материал, чем на частных занятиях. Не нужно воспринимать это на свой счет и как личное оскорбление.
«Лучше я с ним позанимаюсь, а не какой-то репетитор! Я лучше знаю, что нужно»
Если первую причину я по-человечески понимаю, то вот такую понять не могу. Некоторые учителя сами хотели бы заниматься с учениками за деньги, поэтому видят в найме другого репетитора ускользнувшие деньги. Но, во-первых, мне кажется, ситуация, когда ученик дополнительно занимается со своим школьным учителем, очень скользкая. Потому что при любом исходе учитель рискует своей репутацией.
🔸️ А что, бесплатно вы не можете научить?
🔸️ Специально на уроках учит плохо, чтобы потом брать деньги.
🔸️ Улучшились оценки? Это только из-за денег.
🔸️ Успеваемость не изменилась? И на уроках не учит, еще и деньги берет!
В общем, колких фраз от родителей можно будет услышать много. Поэтому никому бы вообще не советовала брать своих же учеников на занятия. А когда слышу, что учитель обиделся на то, что платят другому человеку, а не ему, то удивляюсь такой мелочности. А такое в моей практике тоже было! Пока ученик занимался с учителем за деньги, оценки были нормальными; как только от занятий отказались, посыпались «двойки» и замечания.
Да, низкая зарплата учителей расстраивает, но вымещать потом свои обиды на детях и их оценках – последнее дело.
«Этот ваш репетитор сам ничего не знает»
В начальной школе таких случаев меньше, так как правила оформления работы практически одинаковые. Но даже здесь могут быть разные подходы. Один учитель трепетно относится к количеству пропущенных клеток, а другой не терпит исправлений. Некоторые учителя недовольны, когда какие-то темы мы проводим заранее, и ученик уже знает тот материал, который знать «не должен». В старшей школе с этим еще сложнее. Так как требования могут сильно разниться, а некоторые предметы (история, литература, иностранный язык) напрямую зависят именно от учителя и его подачи.
Конечно, все учителя разные. Очень много тех, кто адекватно относится к дополнительным занятиям с другим учителем. Но я стараюсь предупреждать своих учеников и их родителей, чтобы не торопились рассказывать о занятиях вне школы, потому что никогда не знаешь, как на это отреагируют. Не хочется, чтобы потом это отражалось на детях.