В ноябре 2018 года московские руководители, директора школ и колледжей побывали на высокотехнологичных предприятиях Германии. Поездка была организована в рамках знакомства с опытом дуального образования за рубежом. Участвовали те образовательные организации Москвы, которые имеют определенные успехи в развитии предпрофессиональных, инженерных и медицинских классов. Мы расспросили директора школы №444 Павла Северинца о подробностях поездки.
– Все компании, которые мы посетили, а это BMW, KUKA, DMG MORI, ZF, Bosch, имеют давний опыт дуального обучения, когда основное среднее образование сочетается с образованием на предприятии, где школьники получают рабочую профессию.
Это параллельный процесс: ученик оканчивает школу, получая и аттестат, и диплом предприятия.
У каждой крупной компании в Германии – свой учебный центр для повышения квалификации сотрудников. На этом же оборудовании ребята после 8–10-го класса могут получить профессию. Три дня обучение проходит в школе и два дня – в учебном центре на производстве.
У немецкого школьника есть возможность спланировать свое время, поэтому он легко может встроить в расписание занятия в учебном центре.
Важно, что студент фактически пробует работать в цеху, знакомится с процессом, а не только зубрит теорию.
Но начинается все, конечно, с азов. Мы побывали в мастерских, где ребята при помощи станка и набора инструментов работают по металлу, причем в командах. Этот ознакомительный уровень. Студенты должны научиться думать творчески, договариваться друг с другом – и так проходит первый год. Затем начинается работа над конкретными производственными навыками.
Интересно, что конкурс на поступление очень высокий и составляет 20-30 человек на место: обучение считается престижным.
При этом только часть ребят, окончивших курс, остается работать на предприятии. А все потому, что выпускники этой программы востребованы по всей Германии, их с удовольствием возьмут на любой завод, который выпускает аналогичную продукцию, связанную с машиностроением.
Важная особенность дуального образования в Германии заключается в том, что ребята поступают на производство в качестве обычных рабочих, и лишь единицы решаются получить высшее образование в области управления или менеджмента.
Поэтому ученик чаще будет расти как мастер, сможет повысить квалификацию, но не будет стремиться выйти на следующий уровень. И большинство это устраивает, ведь в Германии высокий уровень социальной защиты и поддержки, а рабочие места грамотно организованы и автоматизированы.
Современное производство – это цветы на окнах, белая одежда, высокая экологичность, чистый воздух. Плюсом является и хорошая стипендия во время учебы, которая мотивирует двигаться вперед.
К тому же работодатель и студент заинтересованы в том, чтобы обучение закончилось скорее, поэтому в освоении профессии нет строго регламентированных сроков. По мере того, как ученик понимает, что готов, он сдает экзамен и получает документ об образовании. Дальше он вправе сам определять свою судьбу.
– Портрет студента на предприятии. Какой ученик выберет именно этот путь?
– Несколько предприятий, где мы побывали, находятся в глубинке, далеко от крупных городов. И многие просто не планирует оттуда уезжать, им удобно и комфортно, у них прекрасные условия жизни, родной, симпатичный городок, рядом с которым располагается завод, производящий станки, оборудование или трансмиссии. И эти ребята видят себя востребованными именно в своем сообществе. Поэтому они не ставят для себя цель переехать в большой город, там осесть и получить высшее образование, – они вполне комфортно себя чувствуют дома. Таких ребят большинство. Люди довольны, что живут в шаговой доступности от работы, получают достойную и стабильную заработную плату. В Германии сильно развиты профсоюзы, поэтому каждый уверен в социальных гарантиях, что дает возможность чувствовать себя спокойно и защищено.
Так выглядит типичная немецкая модель подготовки технических специалистов и кадров среднего профессионального образования.
– А как дело обстоит у нас, в России?
– Во-первых, в Москве есть попытки выйти на прикладной бакалавриат, когда студент получает профессию непосредственно на предприятии. То есть минимум теории – максимум практики. Такие программы могут реализовывать колледжи, когда пройдут систему лицензирования. И такие программы создаются прямо сейчас, но еще в пилотном режиме.
Во-вторых, большие московские школы уже сейчас изменили подход к образованию.
Наши предпрофессиональные классы, медицинские и инженерные, идут к дуальной системе, но своим путем.
В отличие от Германии мы реализуем заказ системы здравоохранения города Москвы, а не конкретных коммерческих предприятий. И ребята начинают потихоньку включаться в эту работу.
Как первая ласточка – программа «Профессиональное образование без границ», пройдя которую 4 ребят 444-й школы получили специальность младшей медицинской сестры по уходу за больными.
В-третьих, немецкие корпорации приходят на наш рынок и переносят свою систему дуального образования к нам. Такая реализация возможна в партнерстве с колледжами.
Так, в Солнечногорске скоро будет запущен завод Mercedes, куда нужны кадры. И московские областные колледжи уже готовят специалистов по немецкой модели: Mercedes открыл учебный центр на базе колледжа и проводит жесткий отбор. Самым лучшим студентам предстоит учиться работать на немецком оборудовании концерна, аналогичном заводскому. То есть еще на момент получения образования ребята будут гарантированно трудоустроены на завод, где делают одну из самых известных автомобильных марок в мире.
Знакомясь с немецким опытом, мы пытаемся, экономя детское время, создать для ребенка возможность трехстороннего подхода еще на уровне старшей школ: общее образование – выбор будущей профессии – фактические навыки.
И немецкий опыт надо изучать, потому что в Москве производство сохраняется, оно меняется, становится более чистым, выносится за пределы города, но оно есть. И если говорить о будущем, то московская школа может практически все, поэтому, когда возникает заинтересованность в реализации конкретных программ, стоит думать о создании серьезной модели дуального образования на базе школы. Но здесь важно найти партнера, работодателя, который готов вкладываться и инвестировать в обучение, оснащение, подготовку кадров и специалистов.
Яна Жданова