Без рубрики // Рецензия

​Вестерн наоборот

Я бы посоветовала пойти на фильм режиссеров братьев Зеллнер «Девица» родителям с детьми хотя бы потому, что главные роли в нем играют суперпопулярные Роберт Паттинсон и Миа Васиковска (героиня «Алисы в Стране чудес»). «Девица» – участник конкурса Берлинского кинофестиваля этого года и культового «Сандэнса». А еще это вестерн наоборот: в нем перевернуты сами каноны этого жанра.

​Вестерн наоборот
Фото: letterboxd.com

Как и в традиционных вестернах, действие картины разворачивается на Диком Западе, в стародавние времена. Как и положено, здесь есть ковбой – Самуэль Алабастер, который приезжает в маленький городок. И вот тут начинаются пародийные расхождения с каноном. Герой – совсем не бравый малый, а наоборот – нежный, хорошо одетый юноша с носовыми платочками, не умеющий пить виски и носящий за плечами и ружье, и гитару. Он оказался в этих краях для того, чтобы, захватив с собой священника Генри (его играет один из режиссеров, Дэвид Зеллнер), с которым он списался заранее, отправиться на спасение своей невесты Пенелопы.

А потом обвенчаться с ней. В качестве подарка девушке он привозит на лодке миниатюрного пони по имени Ириска. Проблема в том, что священник ненастоящий (когда Генри двигался на Дикий Запад, чтобы начать новую жизнь, встретившийся на его пути пастор отдал ему свою одежду и Библию), к тому же сильно пьющий. И девушку никто не похищал – просто Самуэль вообразил, что так произошло, – поэтому спасать ее не нужно. Да и милый пони – это не дюжий ковбойский конь.

И хотя это картина-перевертыш, она не смотрится как обычная комедия с шуточками и гэгами. Здесь все вроде бы всерьез. А оцениваешь комизм (да и трагизм) ситуации уже после просмотра.

Можно сказать, что в «Девице» все построено на иллюзии, обмане: фальшивый ковбой, псевдосвященник, пианист без кистей рук, ловко наяривающий на инструменте, бессмысленная цель путешествия (спасать никого не нужно)… И индеец здесь отвратительный – вор и неумеха.

Забавна и трансформация темы индейцев. В вестернах отношение к ним с течением времени менялось: когда-то они были страшными дикарями-врагами, потом наоборот. А в «Девице» индеец сначала спасает героев, а потом обворовывает, крадет у них лошадей. Да еще и претендует на Пенелопу – интересуется, свободна ли она после гибели любимого. А настоящий пастор в начале фильма говорит Генри, что приехал когда-то на Запад, чтобы «кормить дикарей религией, но они этого не захотели».

Генри едет на Запад, чтобы начать новую жизнь и забыть то, что было раньше (смерть жены при родах). Пастор его отговаривает, говоря: «Там будет ненамного лучше. Жизнь будет дерьмовая, но в новых, необычных тонах».

Так оно и происходит. Генри снова мечтает о новой жизни. И теперь уже обращается к тому самому индейцу. Вместо того чтобы кормить его религией, он просит забрать его к индейцам, научить своему языку… Ошалевший краснокожий спрашивает: «Что с тобой не так?»

У героев нет никакой опоры в жизни. Остается последняя надежда – женщина. Не зря фильм называется «Девица».

Отдельная тема картины – это Пенелопа. Она и не голубая героиня, традиционная для вестернов, и не роковая женщина, менее привычная для этого жанра, и уж тем более не женщина легкого поведения. Эта молодая девушка – сильная, способная любить, но при этом лишенная какой-либо сентиментальности, умеющая стрелять и пользоваться динамитом. Уж если кто в картине и является «настоящим мужчиной», так это она. Мужики тут – явные слабаки, не знающие, зачем они живут, нуждающиеся в защите и контроле. А все это может дать им только сильная женщина. И Миа Васиковска, переворачивая привычное амплуа героини вестерна, играет именно такую.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube