На днях специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков в своем выступлении заявил, что мировая система образования не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
В частности, любимую учителями классно-урочную систему он назвал архаичной и призвал к созданию команд вне пространственного и возрастного барьера.
Буквально так: если человек живет в Индии, ему 12 лет, и он нужен для общего дела – его необходимо найти и включить в команду.
С одной стороны, упомянутой классно-урочной системе не позавидуешь. Ей приходится соперничать не только с IT-технологиями и цифровым контентом образовательных платформ, но и с образовательной средой целого города (что в столь почтенном возрасте непросто).
С другой стороны, сами педагоги не спешат от нее отказываться, – с ее помощью проще стандартизировать процесс и измерить результат.
Проще и привычнее.
А самим педагогам привычнее (и почетнее) быть носителями истины в последней инстанции и держаться за свой былой статус.
Но наша сегодняшняя система образования тем и хороша (без иронии), что она вариативна и плюралистична. Наряду с обсуждением кризиса архаичных форматов, а также поиска универсальных компетенций, в ней также идут прямо противоположные процессы.
Пока господин Песков призывает отказаться от архаичности, в педуниверситете обсуждают преподавание Закона Божьего.
- На научно-практической конференции «Духовно-нравственное образование в современной России: вызовы и перспективы», которая состоится 14 сентября в Московском педагогическом государственном университете, обсудят проблемы воспитания и приобщения учащихся к традиционным религиозным, нравственным ценностям через реализацию церковных и церковно-государственных инициатив; определят место и роль современных православных школ в образовательном пространстве России и напомнят о том, что педагог – носитель духовно-нравственных ценностей современного общества. В программе – обсуждение таких тем, как «актуальные проблемы создания целостной образовательной среды на основе реализации предметов, составляющих основу православного компонента образования: ОПВ (Закон Божий), церковное пение, церковнославянский язык».
Здесь, конечно, есть одно общее место: кто бы подсказал уважаемым коллегам, что одним из ключевых вызовов в духовно-нравственном образовании в современной России является как раз кризис архаичных форм образования, таких, например, как классно-урочное устройство содержания образования. Возможно, к такому выводу и придут участники конференции в МПГУ.
Но при всех спорах и разногласиях между сторонниками модернизации и консервации школы нельзя не отметить, что наличие противоположных позиций в образовательной политике – признак здорового демократического уклада.
А уж какое направление выбирать конкретной школе – решать самой школе, она же по закону самостоятельна.
Или нет?
Мария Королева