Без рубрики // Колонка

Зачем нужно дополнительное образование?

Что такое кружок, какова его цель? Выдать продукт, который будет выставлен в школьных коридорах? Сама по себе цель хороша. Но почему зачастую эти продукты похожи один на другой как две капли воды? Каким должен быть уровень дополнительного образования?

Зачем нужно дополнительное образование?
Фото: детская-станция.рф

Дополнительное образование – сфера творческой деятельности. Но успех в ней зависит от организации работы, от уровня умений педагога, который ведет кружок. Тогда, может, не следует кружок называть кружком?

И да, и нет.

«Дети, сегодня рисуем закат», – говорит педагог, а в большинстве случаев подразумевает: «Срисовываем». В итоге получается ряд работ под копирку. Сегодня даже в таких вольных студиях, как театральные, множество педагогов работают под копирку. В чем это выражается?

Стандарт или индивидуальность

Дети всегда в той или иной степени копируют своего педагога, а если еще не учить их мыслить, а, наоборот, – копировать, это приводит к страшным последствиям.

На мой взгляд, гораздо правильнее учить детей мыслить, как педагог, и копировать эту часть личности.

Тогда деятельность студии не будет убивать индивидуальность. Но чаще происходит наоборот: дети одинаково размахивают руками, одинаково интонируют, одинаково ходят, получается парад клонов. О какой индивидуализации образования может идти речь в общем образовании, если на студиях дополнительного образования всех учеников стандартизируют?

Если ребенок ходит в театральную студию – это совсем не значит, что он станет профессиональным актером в будущем. Если ребенок ходит в изостудию – это не значит, что он станет художником, и т.д.

Студии, объединения и кружки должны развивать личность, давать полезные жизненные навыки, которые пригодятся в любой профессии и сфере жизни, раскрывать детей.

На мой взгляд, у ребенка, посещающего любую студию, всегда должен быть выбор. Он сам должен решить, чем рисовать и что рисовать, что конструировать.

Хорошо, когда он может выбрать роль, принять решение, участвовать или нет в спектакле, стать звукооператором или осветителем. От этого будет гораздо больше пользы, чем от стандартизации: и педагог будет чувствовать себя комфортнее, и не придется заставлять ученика делать то, чего он не хочет.

Понятно, что в изобразительном искусстве при изучении одной конкретной техники работы всех детей будут похожи внешне, но пусть они будут разными по содержанию, по эмоциям, которые ребенок вкладывает в свой труд.

Самовыражение или навык

Сейчас важнее всего обратить внимание на то, что ребенок чувствует и о чем думает, направить его энергию в творческое русло, чем дать конкретный навык – рисования, пения, актерского мастерства.

Кстати, вокал наименее подвержен этому явлению. У всех детей от природы разные тела, разное строение голосового аппарата и внешние данные, и если этого не учитывать, то голос просто-напросто не будет звучать. Но если незвучный голос легко отличают все, то не «звучащий» и не живущий спектакль и мертвую копию картины способен отличить далеко не каждый. Не каждый педагог и родитель.

Родителям зачастую просто важно, чтобы их ребенок что-то сделал (родители – всегда благодарные зрители). Но эта позиция не совсем верна.

По-моему, родители и педагоги должны в постоянном взаимодействии выстраивать для ребенка систему координат этого мира.

Соответственно, если родителю не понравился спектакль или рисунок, нужно придумать такую формулировку, которая не обидит ребенка, а наоборот, поддержит его, поможет ему не потерять желания заниматься творчеством и дальше.

Кружок – это важно

Дополнительное образование нуждается во внимании не меньше общего. Ведь именно на студиях дополнительного образования формируются личностные и метапредметные компетенции. И у хороших педагогов это происходит уже давно. Быть может, общему образованию стоит что-то заимствовать у дополнительного?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube