Дополнительное образование – сфера творческой деятельности. Но успех в ней зависит от организации работы, от уровня умений педагога, который ведет кружок. Тогда, может, не следует кружок называть кружком?
И да, и нет.
«Дети, сегодня рисуем закат», – говорит педагог, а в большинстве случаев подразумевает: «Срисовываем». В итоге получается ряд работ под копирку. Сегодня даже в таких вольных студиях, как театральные, множество педагогов работают под копирку. В чем это выражается?
Стандарт или индивидуальность
Дети всегда в той или иной степени копируют своего педагога, а если еще не учить их мыслить, а, наоборот, – копировать, это приводит к страшным последствиям.
На мой взгляд, гораздо правильнее учить детей мыслить, как педагог, и копировать эту часть личности.
Тогда деятельность студии не будет убивать индивидуальность. Но чаще происходит наоборот: дети одинаково размахивают руками, одинаково интонируют, одинаково ходят, получается парад клонов. О какой индивидуализации образования может идти речь в общем образовании, если на студиях дополнительного образования всех учеников стандартизируют?
Если ребенок ходит в театральную студию – это совсем не значит, что он станет профессиональным актером в будущем. Если ребенок ходит в изостудию – это не значит, что он станет художником, и т.д.
Студии, объединения и кружки должны развивать личность, давать полезные жизненные навыки, которые пригодятся в любой профессии и сфере жизни, раскрывать детей.
На мой взгляд, у ребенка, посещающего любую студию, всегда должен быть выбор. Он сам должен решить, чем рисовать и что рисовать, что конструировать.
Хорошо, когда он может выбрать роль, принять решение, участвовать или нет в спектакле, стать звукооператором или осветителем. От этого будет гораздо больше пользы, чем от стандартизации: и педагог будет чувствовать себя комфортнее, и не придется заставлять ученика делать то, чего он не хочет.
Понятно, что в изобразительном искусстве при изучении одной конкретной техники работы всех детей будут похожи внешне, но пусть они будут разными по содержанию, по эмоциям, которые ребенок вкладывает в свой труд.
Самовыражение или навык
Сейчас важнее всего обратить внимание на то, что ребенок чувствует и о чем думает, направить его энергию в творческое русло, чем дать конкретный навык – рисования, пения, актерского мастерства.
Кстати, вокал наименее подвержен этому явлению. У всех детей от природы разные тела, разное строение голосового аппарата и внешние данные, и если этого не учитывать, то голос просто-напросто не будет звучать. Но если незвучный голос легко отличают все, то не «звучащий» и не живущий спектакль и мертвую копию картины способен отличить далеко не каждый. Не каждый педагог и родитель.
Родителям зачастую просто важно, чтобы их ребенок что-то сделал (родители – всегда благодарные зрители). Но эта позиция не совсем верна.
По-моему, родители и педагоги должны в постоянном взаимодействии выстраивать для ребенка систему координат этого мира.
Соответственно, если родителю не понравился спектакль или рисунок, нужно придумать такую формулировку, которая не обидит ребенка, а наоборот, поддержит его, поможет ему не потерять желания заниматься творчеством и дальше.
Кружок – это важно
Дополнительное образование нуждается во внимании не меньше общего. Ведь именно на студиях дополнительного образования формируются личностные и метапредметные компетенции. И у хороших педагогов это происходит уже давно. Быть может, общему образованию стоит что-то заимствовать у дополнительного?