В систему общего образования в России, как известно, входят три ступени: начальное, основное и среднее. Все три звена являются «общим», то есть по факту – обязательным образованием. Одиннадцать лет обязательного для всех строгого режима. Навязанная и жестокая добродетель: образование именно в этой системе – обязанность, а не право.
Образование часто сравнивают с медициной. Представляете, если бы каждого ребенка 11 лет лечили от самых распространенных болезней в обязательном порядке?! Самыми лучшими лекарствами, но без требуемых физиологических показаний. Просто так, на всякий случай. Мол, чем больше лекарств, тем лучше. Много бы здоровых людей осталось?
Система образования работает вовсе не на подрастающее поколение, а… на саму себя. Курсы подготовки к школе, вступительные экзамены, необходимые пособия – огромный бизнес.
Даже дошкольников усиленно готовят к поступлению в школу, заставляют выучить то, что будет нужно знать и уметь там.
Окончание начальной школы знаменуется всероссийскими проверочными работами «ЕГЭ для 4-го класса». Сколько денег выделялось, выделяется и будет выделяться на их подготовку и усовершенствование? При этом призывы обучать не знаниям, а необходимым в XXI веке компетенциям остаются лозунгами. Потому что для перехода на следующую ступень нужны только результаты проверочных тестов.
Детей «ломают», начиная с 6 лет: обучают выполнять придуманные взрослыми задания, часто не имеющие никакого смысла.
Основное общее образование заканчивается ОГЭ. Снова – вложение денег на разработку самих тестов и подготовку к ним. Но где эти компетенции?! Не нужны они ни для тестов (а экзамены сдать надо, чтобы… перейти в следующее звено), ни для жизни, ни для самообразования в течение жизни, а только лишь для продолжения участия в системе и получения сертификата об этом.
Главной целью среднего образования является поступление в вуз, то есть переход на следующую ступень. Деньги, деньги… А сколько средств выделяется, чтобы не списывали, не подсказывали, − аж дух захватывает!
И вот долгожданный сертификат о высшем образовании получен. Что дальше? Работа по специальности? А она за это время могла потерять свою актуальность. Обычное дело для современного общества. Сертификат ради сертификата.
Существующее школьное образование отбирает у человека 16−17 лет жизни и учит умению подчиняться системе, создавая винтики для государственной машины.
Представляете, сколько денег вкладывает государство в поддержание системы общего и специального образования – структуры, которая не только не готовит молодежь к успешной и счастливой жизни в современном мире, но и мешает заниматься такой подготовкой?
Система нынешнего образования мешает тем, кто хочет и пробует организовать учебу своих детей по современным требованиям: развить умения учиться самостоятельно, взаимодействовать с самыми разными людьми, поддерживать собственное здоровье, принимать важные решения, развивать собственные интересы…
Все дети, обучающиеся в школах такого типа, вынуждены сдавать единые экзамены. Не для того чтобы чему-то новому научиться, а просто потому, что это – обязательно. Обязательно! Обойти эту преграду невозможно, в любом случае дети должны ее преодолеть.
Устаревшая обязательность образования – бездонная дыра в бюджете страны и главное препятствие для получения настоящего современного образования.
В то же время недостаток денег в бюджете страны привел к очередной пенсионной реформе, а точнее – к увеличению возраста выхода на пенсию. Дожить до пенсии теперь смогут немногие.
А что если требуемые средства найти другим путем? Например, перестать бросать деньги на ветер:
- отменить массу устаревших и вредных экзаменов, переводящих детей с одной ступени образования на другую;
- уменьшить количество лет, обязательных для «отсидки» в обязательной школе (хотя бы на год-два).
Впрочем, и это будет лишь полумерой.
Школа не может и не должна быть единой и обязательной. Возможность учиться – это конституционное ПРАВО человека, которое у него нельзя отбирать.
Нельзя заставлять учиться только по единым государственным правилам, зависящим от желаний очередного министра образования.
Это, на мой взгляд, преступление, эквивалентное любому другому насилию.