Качество образования // Статья

От «Филипка» – к «Корифею». Первый на Урале

Екатеринбургская гимназия «Корифей» относится к категории так называемых авторских, или (на английский манер) «основанных» школ. Для России это практически то же самое, что «инновационных», ведь в 90-е годы учебные заведения создавались неравнодушными людьми (учеными, педагогами, просто родителями-энтузиастами) в качестве альтернативы образцам массово-конвейерной сборки.

От «Филипка» – к «Корифею». Первый на Урале

И неизбежно начинали с новых принципов, тестировали смелые методики, привлекали интересных людей.

27 лет назад, в 1991 году, семья ученых-гуманитариев (Алексей Бабетов, Мария Калужская и Майя Петровна Никулина) при поддержке группы друзей организовали частную школу для дошкольников – «Центр гуманитарного развития “Филипок”». Сначала в нем было всего 25 человек детей и взрослых, занятия велись на птичьих правах – в музеях и библиотеках города.

Основатели гимназии. Майя Петровна Никулина

Основатели гимназии были молодыми, азартными, но уже почувствовали ответственность за детей, которых «приручили», т.е. дорастили до школьного порога. Вместе с родителями разработали интересную образовательную программу – в общем, старт получился впечатляющий: первый на Урале дошкольный развивающий центр со своей концепцией, одобренной маститыми экспертами! Конечно, юные ученики и их родители не захотели расставаться с такой чудесной альма-матер, предлагающей небывалый диапазон развивающих курсов, занятий и экскурсий.

Первый спектакль в центре «Филипок». 1992 год

На помощь пришла администрация Октябрьского района г. Екатеринбурга, передав новорожденной школе в оперативное управление здание бывшего детского сада. Так с 1994 года началась официальная история уже муниципальной гимназии № 210 «Корифей». За первые 10 лет количество корифеев возросло в 15 раз, затем (в 2008–2010 годах) гимназия пережила две волны оптимизации и присоединила к себе еще три малых школы, попавшие под сокращение.

Основатели гимназии. Алексей Бабетов

Синтез педагогических и ученических коллективов не сразу получился продуктивным, но в конце концов состоялся и подарил администрации опыт кризисного управления. Эссе А.А. Бабетова «Здания разные – фундамент общий», подытожившее этот непростой период, вывело его в победители IВсероссийского конкурса «Директор года».

Основатели гимназии. Мария Калужская

«Корифей» сегодня – это три учебных площадки (по-прежнему бывшие детские сады), 610 учащихся плюс крепкое «подразделение» из такого же числа родителей. Само становление и развитие школы происходило как инициатива родительского сообщества, к которому принадлежали и сами основатели. Поэтому институты общественного управления гимназией стали создаваться с первых лет ее существования: Совет родителей, Попечительский совет, Совет гимназистов, Клуб «Корифей» (некоммерческое партнерство, созданное по инициативе активных родителей). Особое внимание уделялось ценностям и традициям, укладу школы, психологическому климату, царящему на всех ее площадках, стилю общения между взрослыми и детьми. Мобильность, открытость, партнерство – вот три базовых качества, на которые команда «Корифея» опирается по сей день.

«Корифей». Посвящение в пятиклассники

«Корифей» размещается в необычных для школы зданиях, где каждый полезный метр оптимизирован, оформлен и выполняет свою функцию. По мнению московского журналиста Бориса Старцева, гимназия напоминает небольшой средневековый, немного тесный, но живой и пестрый городок: «Передвигаешься по зданию, словно по улочкам старого города, натыкаясь то на огромный ярко-вишневый плакат “Читать модно”, то на выставку детских рисунков, то на стену, на которой разноцветными фломастерами и на разных языках оставляют отзывы гости «Корифея»… В дело пущен каждый квадратный метр – редкая поверхность без оформления, даже напротив буфета на выложенной плиткой стене доску объявлений устроил Совет гимназистов» (См.: Старцев Б. «Тесно ли гимназии в детском саду и почему можно пропускать уроки в Предуниверсарии»).

Вот и недавние гости – педагоги из Вологды – образно назвали эту школу «маленькой шкатулочкой с большим богатством внутри». И вправду, «Корифей» – школа маленькая, да удаленькая. Судите сами: в 1999 году получила статус Федеральной экспериментальной площадки, затем, в 2011-м – Федеральной инновационной плошадки, в 2005 году признана Авторской экспериментальной школой. Алексей Бабетов и Мария Калужская вошли в число ветеранов и экспертов инновационной образовательной сети «Эврика»; ими разработан целый ряд программ переподготовки управленческих и педагогических кадров системы образования, написано несколько передовых, даже прорывных концепций – таких, как школа «Сколково» на Урале или «Умная школа» в Иркутске.

Почти 15 лет «Корифей» является базовой школой НИУ ВШЭ, старшие классы здесь обучаются по программе Предуниверсария – на основе индивидуальных учебных планов и модели смешанного обучения. Из недавних побед – лауреатство в конкурсе «Успешная школа» (2016 год), освоение полученного гранта ФЦПРО – реализация проекта «Мобильная библиотека» и самое непосредственное участие в создании проекта «Уральская школа вожатых», получившего президентский грант (2017 год).

День рождения гимназии

По образовательным результатам юные корифеи тоже вполне могут тягаться с выпускниками лучших школ города. За 26 лет сделано 14 успешных выпусков. В копилке «Корифея» – победы учащихся в региональных и всероссийских предметных олимпиадах, блестящие защиты исследовательских проектов, яркие творческие и лидерские достижения. Программа «Интеллект-школа «Корифей плюс» уже 10 лет доказывает свою эффективность, привлекая на свои смены сотни учащихся других школ города и области. Здесь лучшие педагоги Урала и России взращивают таланты и куют олимпиадников. А еще гимназия гордится тем, что со своими якобы «хилыми гуманитариями» стабильно входит в пятерку сильнейших спортивных школ Екатеринбурга.

Стать школой высоких достижений – безусловно, результат, но не совсем корифейский… Главная «фишка» гимназии в другом.

«В фокусе нашей образовательной программы всегда была эффективная коммуникация, – рассказывает гостям школы директор. – Мы учим строить отношения, осваивать техники убеждения и вовлечения, пользоваться любым языком как надежным инструментом, использовать высокие технологии. Кстати, учим не только гимназистов, но и педагогов, и родителей».

Настоящие корифеи верны своим идеям. Еще двадцать лет назад руководители школы выдвинули гипотезу об эффективной коммуникации как фундаменте современного образовательного процесса. «Коммуникативная среда школы» – так назывался первый (и сразу федеральный!) инновационный проект. Два десятка лет корифейская команда настойчиво и увлеченно продвигает преимущества новейших технологий: начав когда-то с системы безбумажного документооборота, сайтостроения и сетевых форматов обучения, затем убеждая коллег в преимуществах брендинга и франчайзинга и наконец перейдя к распространению системы смешанного обучения и модели «1 ученик – 1 мобильное устройство».

Главный проект года – «Мобильная школа», он буквально помогает корифеям выйти за пределы школьных стен и давать/получать образование повсюду. Планшет или смартфон, пара десятков полезных программ и сервисов - и вот она, дорога в облака!.. Теперь детей, отмеченных яркой буквой «К» в вензеле, можно встретить в музеях, библиотеках, научных центрах и на улицах города. Индивидуальный маршрутный лист, задания и навигаторы, QR-коды и дополненная реальность – а все вместе образовательный квест.

Дети играют «Снежную королеву». Герда и бабушка

Новый учебный год подарил «Корифею» сразу семерых молодых педагогов, четверо из которых – мужчины. Однако пришедший может и уйти, если не найдет на новом месте пищи для ума и ресурсов для развития. Поэтому специально для развития молодых кадров родился новый проект – «Успешный старт», соединяющий в себе технологии совместного исследования, командообразования, коучингового сопровождения и ценностного наставничества на основе системы «Кураторская методика», разработанной Академией «Директория». Приятно, что новички оперяются прямо на глазах – и уже сами двигают масштабные проекты, представляют школу на конференциях, делают первые педагогические открытия (См: Рипа В. «В классе обнаружен «Бермудский прямоугольник» – «КП-Урал»).

Итак, Гимназия «Корифей» – это школа-проект, объединяющая множество локальных и долгосрочных, детских, взрослых и коллективных проектов. Проектный режим работы имеет несомненное образовательное значение для педагогов, учащихся и родителей, выводя их на качественно новый, весьма интенсивный и продуктивный уровень взаимодействия.

Командность сочетается с установкой на поддержку инициатив. Здесь постоянно ощущается эффект «разогрева снизу», когда с интересными и полезными идеями приходят ученики, педагоги и родители. Количество таких предложений, заявленных, принятых к исполнению, реализуемых и уже воплощенных, степень их влияния на образовательные результаты – это вполне реальные показатели успешности гимназии как сообщества. И залог будущей социальной активности ее выпускников.

И, наконец, десерт, или самые вкусные корифейские «фишки».

Это собственный неповторимый стиль в каждой детали: от баннеров в фойе до посуды в буфете. Это большая линейка корпоративных издательских продуктов: начиная с Дневника гимназиста и «Настольной книги Корифея», обновляемых каждый год соответственно теме учебного года, и заканчивая фирменными поздравительными открытками с авторскими поэтическими поздравлениями ко всем праздничным датам. Это ежедневно обновляемый сайт-органайзер www.koriphey.ru. Это эксклюзивные новогодние и выпускные сценарии, которые (после громких корифейских премьер) ставят в школах всей страны. Это программы совместного отдыха и укрепления здоровья педагогов (поездки, экскурсии, походы и фитнес-паузы…). И, наконец, последняя новинка – бонусная карта, выпускаемая совместно со Сбербанком и Газпромбанком, объединяющая массу полезных социально-образовательных функций с гибкой системой скидок.

Неужели, спросите вы, в этой школе все так беспроблемно и празднично? – Разумеется, нет. Здесь дети тоже разбивают носы и получают «двойки», педагоги стонут от перегрузки, а семьи жалуются на недостаток заботы и внимания. Привычка родителей соуправлять иногда перерастает в манеру распоряжаться, а внедрение новых моделей и технологий часто идет со скрипом…

«Корифей» – школа со своим характером, который подходит и нравится не всем. Это правильно: авторство наделяет основателей особой ответственностью. Они лично отвечают за дело своей жизни. А значит, имеют право избирать и быть избранными.

Номер про авторскую школу


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube