Кристина Филип предпочитает рассматривать аутизм не как нарушение в развитии нервной системы, вызывающее трудности в социализации и общении, а как особый тип интеллекта. По ее мнению, во Франции все еще сохраняется слишком медицинский подход к таким особенностям. Не отрицая трудностей, лучше делать акцент на ином, чем у других, способе функционирования и подчеркивать положительные стороны детей с РАС (расстройство аутистического спектра).
Внимание детей с аутизмом сосредоточено на восприятии, на смысле, скорее на деталях, чем на общем представлении. Конечно, это порождает трудности, так как происходящее вокруг мешает им сосредоточиться на том, что их интересует. Их необычное поведение не позволяет им спокойно учиться… и может мешать окружающим.
Эксперт считает, что, если подготовка учителей-специалистов не оставляет желать лучшего, обычным учителям ее не хватает. Плохо подготовленному учителю вряд ли удастся включить ребенка с особенностями в развитии в учебный процесс, даже если ученика сопровождает специалист.
Проблема в том, что, с точки зрения многих профессионалов в области образования, аутизм – нечто вроде умственного недостатка. Необходимо приучить их к мысли, что иное, чем у других детей, восприятие способно помогать детям с РАС в учебе. Неподготовленные учителя об этом забывают, и им не удается скорректировать ситуацию.
Детей с РАС не следует обучать в коррекционных классах: напротив, инклюзивная школа может стать благом не только для них, но и для обычных детей. Для того чтобы школа стала действительно инклюзивной, нужно развивать педагогику, программы, систему оценок, но слишком многие еще не готовы к серьезным переменам.
Кристина Филип подчеркивает роль родителей таких детей: в процессе воспитания они становятся экспертами и многому могут научить педагогов. Самой эффективной в настоящий момент методикой она считает программу ARAMIS, которая в экспериментальном порядке применяется в городе Коррез.
Ее суть – поведенческая саморегуляция детей с РАС в обычной школе. Ребенок учится в обычном классе в сопровождении специалистов, периодически предоставляющих ему «эмоциональную отдушину», когда психолог помогает ребенку справиться с эмоциональной нагрузкой, чтобы затем вернуться к самостоятельным занятиям среди обычных детей. Такая система позволяет включить преподавателей в инклюзивное обучение и положительно влияет на других учеников, так как поведенческая саморегуляция возможна только при их поддержке.
Перевод Александры Ратай