Качество образования // Статья

Не всему научат в школе. Часть 2

Почему школа не удовлетворяет всех? Кто ищет знания за ее пределами и почему? Узнаем, какую в этом роль играют родители.
  • 15 июля 2018

Не всему научат в школе. Часть 2

У многодетной мамы Елены Степановой дети в школу не ходят. Для их обучения Елена выбрала систему Хоумскулер (семейную форму образования). По ее мнению, в традиционной школе убивают инициативу и отбивают желание идти вперед, требуя от ребенка «быть как все»:

«Когда мы жили еще в Москве, попали в лучшую школу нашего района – русско-испанскую. Ребенок принес домой тетради и за неделю заполнил их все, потому что ему было интересно и не трудно. Ему сказали, что так делать не надо.

Он сходил в музей и предложил сделать проект про Куликовскую битву, ему сказали – нет, ты еще не готов, сначала ты должен выучить, что такое рабочая гипотеза.

Потом ему сказали, что он не должен решать задачи повышенной сложности, потому что их никто не решает, – рассказала Елена, – И мы ушли из школы.

Сейчас получается, что у меня один ребенок ходил в школу, а второй – нет. И я вижу последствия.

После ухода из школы мы с сыном „расшколивались“ целый год: он плакал из-за каждой ошибки, нуждался в одобрении.

Дочери сейчас 8 лет. Она пишет сценарии. Она многое умеет, всем интересуется. Она не боится отстаивать свою точку зрения.

И еще один момент — время. Дети занимаются танцами, рисованием, судомодельным конструированием, борьбой. И если бы мы ходили в школу, то ничего бы этого не успевали».

Учитель больше не является носителем знаний, соглашается педагог истории и обществознания лицея №121, центра «Грани» Елена Никитенко и считает, что учиться сегодня помогает интернет, из которого можно почерпнуть всю информацию, а потому у педагога меняется роль:

«У меня есть ученик, который лучше меня знает историю. Но учитель все-таки важен: только он может показать, что предмет интересен. И это должен быть именно учитель: неэффективный менеджер, в кого мы сейчас превращаемся, а эффективный мотиватор, который должен увлечь ребят.

К сожалению, часто школа предлагает только формализм, скучные бумажки.

Потому и родителям и ученикам хочется чего-то другого, более интересного, найти альтернативные формы образования и разыскать учителей, которые, пусть за дополнительные деньги, но будут по-настоящему учить детей».

Ученики 10А класса МБОУ «Лицей №121» Ксения Горулева и Илья Воронов из тех детей, которые добывают научные знания за пределами школы. Ксения серьезно изучает психологию и занимается рисованием, а Илья самостоятельно начал изучать английский язык (в школе учил немецкий).

Необходимые знания ребята находят на видеокурсах в интернете.

Ребята признаются, что у них много друзей, которые также предпочитают обучаться отвлеченно от школы.

«Современное образование направлено на однозадачность, то есть предполагается, что человек будет нацелен только на одну специальность. На самом деле необходимо дать больший простор и больше возможности для сочетания различных сфер, так как сейчас на рынке профессий актуальны смежные области. Например, биология и математика, нейропсихология и другие знания», – говорит Ксения.

Илья уверен, что школа должна научить учеников спрашивать, спорить и аргументировать:

«Современные дети быстрее находят информацию. А потому такая система уроков, как лекция, а потом вопросы, уже не работает.

Я считаю, что школа должна учить детей спрашивать и думать. Нужно ввести культуру споров.

Сейчас люди не умеют вести спор с достоинством, а сразу переходят на личности и оскорбления. Но только через диалог мы можем высказывать наши аргументы, смотреть, как они действуют на нашего собеседника, можем приходить к новым идеям и находить общее решение».

Советы родителям

Во всем винить только школу очень удобно. Но, что же, все-таки делать родителям и ученикам, если не повезло встретить талантливого педагога?

Елена Степанова, мать:

– Родителям надо начинать с себя. Надо учиться. Сейчас в интернете огромное количество бесплатных семинаров-вебинаров.

Начни с себя, ответь на вопрос: что ты хочешь от себя и что хочешь от ребенка?

Заинтересуй его своим примером.

Ольга Згордан, директор по развитию языкового центра «Тринити»:

– Родителям надо обращать внимание на ребенка. Ко мне часто приходят родители с детьми на тренинги. И первая стадия — это интервьюирование отдельно ребенка, отдельно родителя. И оказывается, что родители о своем ребенке ничего не знают.

И я думаю: «Родитель, все понятно: ты стараешься заработать денег, чтобы ребенка привести на тренинг».

«Но если бы ты с ребенком хотя бы иногда разговаривал, то этот тренинг тебе бы не понадобился».

Хоть как-то показывайте свой интерес. Не обычным вопросом «как день прошел?», на который он что-то буркнет. Вопрос по-другому постройте: «Что случилось в школе за день?». Или: «А если бы на твою школу напали инопланетяне, как бы твои одноклассники и учителя себя повели?» И вы поразитесь, насколько ваш ребенок разговорчив!

Илья:

– Нужно воспитывать ответственность перед самим собой. Ответственность – это самоуважение. Это понимание, что никто никому ничего не должен. И школа тоже ничего не обязана. И все библиотеки мира, в том числе онлайн, заполнены работами оскорбительно-интеллектуальных, ужасно красноречивых людей. И мы все это можем просто взять и учиться у них.

Ксения:

– Сегодня очень актуальна проблема созависимости в семьях. Родители проецируют свои неудачи и свои школьные годы на детей. То есть, после школы обязательно идти учиться в вуз и обязательно на профессию врача, потому что все в нашей семье врачи и так далее.

Корень проблемы не всегда в детях и не совсем в самих родителях, а в нашем менталитете.

Может быть, в школе полезно будет ввести курсы по психологии, чтобы узнать самого себя и окружающих его людей.

Генриетта Татарникова, директор 42-й гимназии:

– Поколения очень отличаются. Нам давали возможность бегать на улице, принимать решения и самим нести за них ответственность.

Сейчас родители боятся за своих детей и создают барчуков.

Иногда я задаю вопрос: а если я заберу сегодня вашего ребенка, что изменится в вашей семье? Ваш дом занесет снегом, вы зарастете грязью, в вашем доме настанет полная тишина? И мне чаще всего говорят — «ничего». Тогда зачем вам ваш ребенок?

И вот это ощущение ненужности детей в семьях очень сильно прослеживается. Они не мешают, не бегают по подворотням, не приходят с синяками.

Они всего двумя кнопками работают. Это удобные дети.

Им удобно защищать себя, пороча других: плохая учительница, плохие одноклассники, плохой тренер. Все плохие, а я бедный и несчастный. И мамочка кидается к нему: «Ах, да я сама нарисую!».

Я бы родителям пожелала, чтобы они давали больше ответственности своим детям.

Иван Гребенкин, победитель конкурса «Учитель года Алтая-2018», преподаватель информатики барнаульской гимназии № 74:

– Проводите время со своими детьми. Прямо сегодня, сейчас. Пришли домой – и уберите телефоны, телевизоры. Побудьте с ребенком. Поговорите с ним. И только с ним.

Ирина Дроздова, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Алтайского края:

– Ребенка необходимо слышать. Его нужно принимать таким, какой он есть, даже если он избирает свой путь и выбивается из плеяды врачей. Важно принимать то, что нравится ему.

Наталья Соколова, руководитель рекрутингового агентства «DELO»:

– Это действительно так. Проводите время с детьми. И начинайте с себя: учиться, развиваться, жить. Потому что ребенок будет учиться, только если перед глазами есть пример.

Если ты живешь и ты счастлив, занимаясь своим делом, тогда и ребенку будет интересно учиться и жить.

Он будет связывать полученные знания с предстоящим профессиональным опытом, и не будет бояться взрослой жизни.

Сегодня страхов много, и несчастные родители, задавленные этим страхом, берут на себя ответственность за домашние задания, за поступки ребенка, воспитывая его инфантилизм.

Главное – показать ребенку мир возможностей, а не мир проблем.

Гюнель Мамедова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube