Заканчивается наше полугодовое пребывание в Германии. Все это время наши дети учились в немецкой гимназии г. Трира (земля Рейнланд-Пфальц), а мы с женой внимательно следили за тем, что с ними происходит, слушали их рассказы, вникали в суть процесса.
Хотелось понять хоть изнутри, как это устроено. Наконец нам повезло пообщаться с одним из учителей гимназии – и заглянуть в гимназический мир с этой стороны. То, что не успели узнать, дополняю из других источников.
Коллега, наша ровесница, преподает с 2005 года русский язык... и физкультуру. Для немецкой школы это обычно – преподавать два далеких предмета.
Более того, к нашим детям на уроки немецкого языка приходили предметники, например, учитель математики, и знакомили иноязычных иностранцев с немецкой лексикой и идиоматикой своего предмета.
У коллеги достаточно высокий разряд – 13A, что дает ей довольно приличную зарплату в 4,5 тысяч евро, или что-то около 330 тысяч рублей.
Начинающий учитель обычно получает от 2 тысяч евро – больше, чем водитель автобуса. Высококвалифицированный, со степенью, может рассчитывать на зарплату до 6 тысяч евро.
Впрочем, многое зависит от земли – Рейнланд-Пфальц относится к небедным землям, хотя и не входит в топ богатейших земель Германии.
Учительская ставка, чтобы получать такие деньги, – 24 часа, причем за классное руководство дается всего 1 час. Больше обычно никто не берет: денег на жизнь хватает.
А главное, что учителя, в отличие от, скажем, куда более высокооплачиваемых врачей, имеют достаточно свободного времени – и для вечернего досуга, и для путешествий во время каникул и отпуска. Врачи же не могут себе этого позволить, так как много работают сверхурочно – и при этом абсолютно добровольно, так что не всегда успевают потратить заработанное. При этом в Рейнланд-Пфальц нет обязательного оплачиваемого раз в 10 лет отпуска: от него отказались, так как учителей не хватает.
Учителей не хватает прежде всего потому, что к ним предъявляются довольно высокие требования. Так, наша коллега, чтобы получить высшее педагогическое образование в Университете Йены, набрала 1,4 балла в Абитуре – так называется верхняя ступень средней школы с узкой профилизацией в Германии (11–12-й или 11–13-й классы – в зависимости от земли), перейдя на которую, два или три года школьники изучают те предметы, которые соответствуют выбранному им в будущем направлению подготовки в вузе. Так, для будущего учителя физкультуры проходной балл еще может быть 2,2 – но, к примеру, чтобы получить доступ на некоторые медицинские факультеты, надо иметь 1 балл (это примерно соответствует 300 баллам ЕГЭ по результатам трех экаменов у нас). Окончание Абитура для немецких выпускников – событие более значимое, чем окончание вуза. После этого нужно еще некоторое время проработать в школе в качестве помощника учителя – и только потом получить свои классы.
Пройдя это сито, учитель уже абсолютно защищен от произвола руководства: директор может вызвать его для беседы, но не может уволить из-за жалоб учеников или родителей.
При этом учителя, особенно молодые, регулярно повышают свою квалификацию – это нужно для получения высоких разрядов.
Немецкая школа до Абитура на сторонних наблюдателей производит впечатление слишком мягкой: здесь нет такой муштры, дети много куда-то ходят, участвуют в коллективных проектах, занимаются спортом. Для учителя главное – сформировать у учащихся высокую степень адаптивности – и к физическим нагрузкам, и к взаимодействию в различных коллективах, и к новым видам деятельности, с которыми школьников постоянно знакомят – с возможностью попробовать себя в самых разных сферах, чтобы к моменту Абитура каждый определился: пойдет ли он получать ремесло – или будет усиленно готовиться к поступлению в вуз. Каждому нашедшему интересную для себя сферу дают возможность основные усилия прикладывать именно в ней: от музыкантов уже не требуют большого прилежания в естествознании. Но физкультура обязательна для всех.
Рабочие руки в Германии в большом дефиците – на мастерских, магазинах, учреждениях быта висят объявления с предложением работы (даже пастором можно стать, минуя Абитур!).
Но высокие зарплаты – в основном там, где важны интеллектуальные усилия, а потому ремесленные специальности и сферу обслуживания все больше заполняют гастарбайтеры.
Впрочем, требования к ним достаточно высоки, и потому дефицит рабочих рук не сокращается. Для желающих попасть в Абитур, а тем более успешно его закончить, предпочтительны гимназии.
Наша коллега работает в двух гимназиях – такое тут возможно, нагрузка у нее единая. Одна гимназия имеет билингвальную профилизацию, вторая – искусство и музыка. Простые средние школы тоже часто имеют свои профили – спортивный, биологический, трудовой, там может быть всего один иностранный язык и учеба в целом легче, чем в гимназии. В ставку учителя входят и те часы, которые он ведет на кружках и курсах во вторую половину дня – гимназия работает с 7.50 до 18.00, и многие дети после обеда возвращаются в нее же. Кстати, подобные кружки есть для школьников и в местном Университете: дочь наших приятелей ездит на курсы японского языка. Бывает, что и университетские преподаватели, особенно молодые, преподают в гимназиях языки.
В целом же учительский статус в Германии традиционно высок.
Большинство учителей производят очень приятное впечатление своей раскрепощенностью, демократизмом, готовностью к контакту – и своей высокой квалификацией.
При этом они тоже люди: могут болеть, срываться, быть скучными или чрезмерно строгими. А главное – совершенно нет впечатления, что в России такие учителя и такие условия для их труда невозможны: кстати, наша немецкая коллега – родом из России, в Германии оказалась после школы, о которой вспоминает с благодарностью, признавая, что получила очень хорошее образование на родине. Сложись ее жизнь иначе – она бы могла преподавать в одной из школ родного Омска, ничем не отличаясь от других омских учителей.
Рекомендуем также:
Во Франции не любят физкультуру