Самая большая проблема, с которой я столкнулся в этом году в своей работе, – это крайне узкий кругозор у детей. То, что они не читают книг – это уже давно не новость. Даже Майкл Хёрст, сценарист «Викингов», пришел к выводу, что многостраничные тексты – это прошлое тысячелетие.
Проблема заключается в том, что наши дети и фильмов не смотрят: ни наших, ни зарубежных. Я имею в виду шедевры.
Конечно, они смотрят «Вселенную Марвелла», «Голодные игры» или «Трансформеров», которые, по сути, есть комиксы, не требующие включения аналитики. Только к истории эти «миры» имеют слабое отношение.
При изучении истории крайне важно знать шедевры нашего и мирового кино.
Так, я могу в момент протянуть ассоциативный мостик, например, между «Унесенными ветром» и Гражданской войной в США 1861–65 гг.
А что мне делать, если они его не смотрели? Объяснять на пальцах? Это будет продуктивно? Если ученик «Унесенных ветром» не смотрел, то мне понадобится полноценный урок. А это – мое время и ваши деньги.
Ребята! Посмотрите мировые и советские шедевры со своими детьми! С нашими детьми (мои и ваши дети живут в одной стране и в одно время)!
А что будет, если наши дети не посмотрят шедевры кино? ЕГЭ по истории сегодня – это по факту тысячи дат, событий и современников, объектов культуры и так далее.
ЕГЭ по истории сегодня – это почти университетский уровень СССР!
Подумайте об этом. Если вы не смотрите кино со своими детьми, то это крайне усложняет понимание истории (как минимум).
Если даты и события не имеют динамических картинок, если они не задевают за живое, то выучить объем материала размером в 3,5 тыс. фактов за один год не получится. И процесс подготовки по истории в этом случае превращается в нудную, изматывающую зубрежку. Как и всегда бывает, когда нам нужно выучить то, что мы не любим и не понимаем.
Нужно признать, что если наши дети не посмотрят эти фильмы сейчас – они не посмотрят их никогда.
У них сегодня нет, как в моем советском детстве, одного телеканала, который будешь смотреть в любом случае. У наших ребят сегодня огромный выбор каналов, которые сильно усложняют этот самый выбор. И как его сделать?
А если дети привыкли к яркой визуальной картинке – им будет крайне сложно включить у себя аналитику! Ибо эмоции и аналитика – это разные полушария и разные алгоритмы восприятия информации…
По сути, подготовка по истории к ЕГЭ для нас, родителей – это последний шанс показать им красоту истории! И это нужно делать! Но! Привыкнув к зрелищным блокбастерам, нашим детям в дальнейшем будет крайне сложно переключиться на думающее, интеллектуальное кино, что есть реальная проблема. Нам, аналитикам, придется перебивать эмоциональность и зрелищность Голливуда... Сегодняшнего Голливуда. И это – очень сложная задача. Но мы точно справимся.
Другой вопрос – как смотреть исторические фильмы?
Сегодняшние дети фильмы смотрят эмоционально. Для них главное даже не сюжет, а спецэффекты. Сюжет для них вторичен.
Большая часть из них после просмотра просто не в состоянии рассказать, о чем фильм.
Аналитическая часть мозга при просмотре у них обычно не работает – как у трехлетних детей, которые посмотрели рекламный клип. Их оценка происходит по принципу «прикольно/не прикольно».
Исторические фильмы так смотреть нельзя! В исторических фильмах нужно обязательно обращать внимание на быт, на то, как одеты герои, на обстановку интерьера, на речь, на манеру держаться и, разумеется, на имена. Но и этого мало.
Исторический фильм нужно обязательно смотреть только после того, как будет изучен базовый комплект дат и событий. В идеале исторический фильм нужно смотреть два раза. Первый раз – для эмоций. Второй – для понимания и запоминания.
Исторические фильмы нужно пересказывать.
Без пересказа фильм останется в памяти в виде хаотичных, бессвязных образов. Формула классической школы рулит всегда: все, что не названо – сознанием не понято. А что не понято – нельзя выучить надолго. Это можно только зазубрить. Поэтому пересказ с последующим обсуждением позволяет структурировать образы исторических фильмов, привязать их к конкретным периодам, правителям и терминам.
Исторические фильмы нужно обязательно обсуждать, чтобы понять мотивацию героев и расставить акценты.
Поскольку история – по сути это набор кейсов, которые нужно решать. И понимание эпохи прошлого – это понимание прежде всего условий этих кейсов.
- Какие стояли задачи перед руководителями прошлого?
- Какие у них были возможности для решения этих задач?
- Кто был actors (игроки-деятели) на той исторической арене?
- Почему были приняты те или иные решения?
- Имелись ли другие варианты решений в то время?
- Почему они не были выбраны?
Вот каким должно быть обсуждение исторических фильмов! Тогда наши дети смогут уйти от навязываемых клише: «СССР – это только репрессии и Сталин», «Николай II – это жертва». А дореволюционная Россия – это «шедевр, который мы потеряли».
И только тогда наши дети начнут думать самостоятельно. Начнут думать аналитически. Понимать, что единственно «правильных» и «правых» оценок нет. Понимать, кто они, как мир стал таким. И примерно представлять, по каким законам развивается мир вокруг них. Мир, в котором им предстоит жить.