Без рубрики // Колонка

Модернизация УС

Каким должно быть самоуправление в школе? Часто ли оно становится формальностью? Или же самоуправление – понятный всем и эффективно действующий механизм?

Модернизация УС
Фото: cifra-krd.ru

Для меня этот вопрос остается загадкой, несмотря на то что я отвечаю за ученическое самоуправление в двух корпусах нашей школы.

Ученическое самоуправление (УС) – известный всем термин, который, казалось бы, имеет конкретное практическое значение. В любой уважающей себя школе есть актив школьников, который называется «Совет старшеклассников» и может самостоятельно представлять интересы детей, проявлять инициативы, реализовывать проекты.

Явление ученического самоуправления обусловлено в первую очередь необходимостью соблюдать права детей, закрепленные Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

Но с чего начинается самоуправление? Нуждаются ли дети в праве управлять школой? Хотят ли они этого? С чего начинается инициатива? Чем полезно для ребенка участие в школьном совете?

Формальное управление

На мой взгляд, здесь все довольно неоднозначно.

Есть закон, значит, нужно его выполнять, иначе можно получить выговор – вот и зерно формальности. Цель самоуправления – учитывать детскую инициативу. Но где рождается эта инициатива и желание управлять школой?

На пустом месте такое желание родиться определенно не может.

Допустим, такое желание родилось. Что происходит дальше? Куратор УС выслушивает идею, допускает ее к реализации, а дети дальше реализуют ее по собственному замыслу. Умеют ли они это делать? Или куратору здесь важно сохранить позицию наблюдателя и дать возможность детям реализовать свой проект так, как они его видят? Определенно здесь больше вопросов, чем ответов.

Акции по принуждению

Есть список мероприятий, который спускается «сверху» с пометкой «Совет старшеклассников». Среди этих мероприятий, например, общение с ветеранами, участие в школьном «Бессмертном полку» или в акции «Свеча памяти». Понимают ли дети, что это за акции и зачем они нужны? Чувствуют ли школьники острую необходимость говорить о войне или же нет?

Мои дети говорят, что не только не чувствуют необходимости, а совсем даже не понимают, зачем нужно делать концерты к 9 мая, разучивая каждый раз одни и те же песни, и ставить одни и те же номера. Дети говорят, что для них не актуальна эта тема. Они участвуют в подобных мероприятиях только потому, что так надо.

Это для нас актуальна тема войны и патриотизма, поэтому дети вынуждены делать то, в чем не видят целесообразности.

Особенно курьезно выглядят подобные мероприятия, проводимые под шапкой УС. Самые сознательные, активные и инициативные дети участвуют в мероприятии, в котором просто надо поучаствовать.

Осознанное самоуправление

Честно сказать, когда я учился в школе, я тоже не чувствовал особой причастности к подобного рода мероприятиям. При этом тема войны и патриотизма по-настоящему актуальна и важна сейчас. Так каким же образом строить работу с ученическим самоуправлением, чтобы не превращать этот важный процесс в формальность и не задавать детям ложную модель поведения?

На мой взгляд, в ученическом самоуправлении недопустима работа, при которой деятельность опирается на сетку мероприятий, запланированную на месяц или полгода, и все мероприятия проходят, согласно этой сетке, во что бы то ни стало. Каждый проект должен созреть, дети должны понимать, что ответственность за их идеи лежит только на них самих.

И если они не реализуют свои замыслы, то те останутся только замыслами. Для этого необходимо недюжинное терпение и готовность объяснять всем интересующимся причины пассивности содружества самых активных детей в школе.

Однако ни в коем случае нельзя превращать это в гонку за количеством реализованных проектов. Критерием оценки деятельности УС не должно быть количество. Основной критерий – безусловно, качество, а в некоторых случаях и вообще только наличие проектов.

Принцип Урбошколы

Мы работаем с коллективом детей, зачастую собранных со всей страны. У каждого ребенка – специфический бэкграунд, полученный в прошлой школе. И требовать от детей, которым в предыдущем учебном учреждении, например, на переменах запрещали ускоряться и выходить из строя, всплеска инициативы и тысячи проектов, на мой взгляд, совсем не разумно.

Гораздо актуальнее учить детей делать собственный выбор, формировать у них навыки организаторского искусства и придумывания идей.

На личном примере надо показывать, что такое-то событие – по-настоящему высокого уровня. Тогда самоуправление будет действительно самоуправлением, которое начнет организовывать не шаблонные мероприятия, а действительно интересные проекты, которые смогут уже в школе стать личным опытом и лечь в портфолио детей. Это будут проекты, которыми дети захотят хвастаться перед сверстниками и родителями.

Мы говорим о стратегии-2025, об Урбошколе, когда ребенок должен делать собственный выбор, у кого и где ему учиться каждый день.

Взращивание инициативы

Погоней за результатом мы убиваем инициативу. Ребенок никогда не будет эффективно заниматься какой-либо деятельностью, которая не приносит ему интереса и которую он не считает трендовой и крутой.

Если ребенку не хочется запостить результаты своей деятельности в инстаграм, значит – мимо. Если школьник не оставляет цифрового следа, то к 2025 году станет неэффективным и недооцененным.

Быть может, в этом контексте следует сместить акцент с результативности на анализ интересов детей и выявления настоящей инициативы, а не воспевание инерции мышления.

Что вы можете сделать в школе? Мы можем сделать квест. А еще? Спортивное мероприятие. Для этого требуются беседы с детьми и большое количество времени, чтобы перенести все застои и в итоге прийти к результату. При этом масштабность результата не имеет значения.

Проект УС

Быть может, это будет проект по созданию формы совета, который, по сути, будет касаться только членов совета и приносить пользу только им. Но какое огромное количество умений может принести подобный проект!

Создание эскиза, выбор подрядчиков, создание сметы, снятие мерок... не несет социально-значимого результата для школы. Но это дает серьезный прирост участникам проекта. И это тоже инициатива и тоже самоуправление.

Прежде чем управлять целой школой, совету нужно научиться управляться внутри себя. Здесь должны быть и промахи, и удачи. Задача куратора – стать профессиональным тьютором, который направляет и модерирует, но не мешает.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube