Всем ли детям подходит такое времяпрепровождение и следует ли к нему специально готовиться, рассказывает в интервью «ВО» директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец.
– Что бы Вы посоветовали родителям перед тем, как отправлять своих детей в летний лагерь?
– В первую очередь, конечно, нужно ребёнка к такому отдыху подготовить: рассказать, что такое лагерь, что его там ждёт. Объяснить, что там будут взрослые, которые всегда придут на помощь, если что-то случится.
Ребёнок должен понимать, куда и зачем он едет. Причём рассказывать надо максимально честно, чтобы у ребенка не было обманутых ожиданий.
Если мама расскажет, что в лагере будет всё прекрасно и замечательно, а на самом деле там возможны трудности адаптации в новом коллективе, проблемы общения с теми детьми и взрослыми, которых ребёнок видит впервые, то ожидаемое и действительное не совпадут, и проблемы могут возникнуть «на ровном месте». Это первое, что хотелось бы пожелать родителям.
Второе, это, конечно, необходимо учитывать, что есть дети, которым вообще очень трудно находиться в коллективе. Это не нарушение развития ребёнка, а просто такие черты характера, когда ребёнку хорошо с самим собой.
– Таких детей называют интровертами.
– Да, абсолютно верно, хорошо, что мы с Вами вспомнили это слово.
Когда ребенку уютно наедине с книгой или со своим гаджетом, ему не нужен коллектив как таковой.
И тогда бы я родителям посоветовала просто не тратить деньги и нервы, не покупать путёвку в лагерь, а придумать какой-то другой вариант отдыха.
Например, где-то у бабушки в деревне или совместный отдых с родителями, потому что ребёнку-интроверту действительно будет очень трудно приспособиться к лагерю, и не надо его ломать.
Но в целом дети в большинстве своем социализированы, им нужен коллектив, друзья, общение, развивающие игры, и, следовательно, для них такой отдых вполне подходит, и я бы сказала, приносит большую пользу.
– Опыт показывает, что часто у ребёнка в первые дни пребывания в лагере возникает желание вернуться домой. Как родителям отличить сиюминутный порыв от тревожного сигнала?
– Иногда звонок от родителя даёт импульс ребёнку пожаловаться маме на то, что ему плохо. Срабатывает психологическая защитная реакция: «Сейчас я маме пожалуюсь, а мама меня пожалеет, и я опять стану любимым, маленьким и т.д.». А на самом деле всё прекрасно, и ребёнок хорошо адаптировался, и общается с детьми.
Лучше родителям в этой ситуации связаться с тем вожатым или воспитателем, который с их ребёнком непосредственно находится в условиях летнего лагеря круглосуточно, и выяснить, как все обстоит на самом деле.
Иногда действительно бывают такие ситуации, кода ребёнок не смог наладить отношения с коллективом, найти себе друзей, у него трудности с коммуникацией, а иногда даже в отношении него травля, буллинг, мы уже все знаем это страшное слово.
Вот в этом случае нужно забирать, не доводить, что называется, ситуацию до крайности, до предела. Но здесь поможет родителю тот педагог, который находится с детьми.
– А можно ли полагаться на квалификацию современных педагогов, вожатых, которые работают в летних лагерях? Как их сейчас готовят?
– Это сложный вопрос. У нас в стране, к сожалению, сейчас нет профессионального стандарта вожатого, четко предписывающего, какими знаниями, умениями, навыками, компетенциями он должен обладать.
Но у нас есть «Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания». Там описана квалификация для старших вожатых, для педагогов-организаторов, для воспитателей групп продлённого дня, воспитателей в выездных лагерях и т.д.
И работодатель, конечно, должен ориентироваться на этот профстандарт при наборе персонала, в частности, педагогических работников в летние лагеря.
У педагога должны быть компетенции, с помощью которых он сможет вывести коллектив детей из конфликтных ситуаций.
Риск заключается в том, что дети живут в лагере круглосуточно, а это сложно с психологической точки зрения.
В школе проще: там ребёнок находится ограниченное время, в течение 5-8 часов, а потом возвращается домой, и у него есть возможность отдохнуть от общения со сверстниками.
В условиях лагеря такой возможности психологического отдыха от коллектива нет в течение смены, которая длится обычно от двух до трех недель.
Педагоги знают, как в таких случаях необходимо поступать, как снимать это напряжение, когда ребёнок находится в одном и том же коллективе каждый день с утра до вечера.
– Чем современные лагеря принципиально отличаются от лагерей советской поры?
– Конечно, отличаются – и в первую очередь, идеологической компонентой. Пионерские лагеря нашего детства – моего детства, по крайней мере, – были направлены на воспитание будущих строителей коммунизма. Поэтому и мероприятия были соответствующие: линейки, песни у костра, игра «Зарница» и т.д. Кстати, и я, и многие мои сверстники вспоминают это время, и эти линейки с кострами с большим теплом и благодарностью.
Весь этот набор мероприятий, собственно, составлял событийность жизни детского лагеря. После перестройки идеология ушла из летних лагерей. Что появилось взамен?
Акцент ставится в первую очередь на оздоровление детей: это подвижные игры на свежем воздухе, закаливание, плавание в бассейнах и природных водоемах - в реке, в озере, в море. Многие лагеря так и называются оздоровительными.
Вся психолого-педагогическая деятельность лишена какой-либо идеологической составляющей. Дети играют, но у них игры совсем не пионерские.
Дети занимаются в кружках, но кружки больше связаны с интеллектуальным, творческим развитием ребенка: робототехникой, музыкой, пением, танцами, рисованием.
– А не уделяется ли избыточное внимание безопасности детей после трагических случаев, например, в Карелии на Сям-озере? Походы стали запрещать, и получается, что вместе с водой выплеснули младенца?
– Наверное, я не соглашусь с Вами, Вы не правы. Их не стали запрещать. Совсем недавно вышли поправки к законодательству, которые разрешают походы с детьми, но при этом вводят ряд ограничений. Я говорю о Федеральном законе №85 от 18 апреля 2018 «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Так, маршрут похода должен быть утверждённа уровне того субъекта Российской Федерации, где находится лагерь, согласован с органами исполнительной власти региона, органами МЧС, скорой помощи и размещен в Сети. Благодаря этому родители знают маршрут, какого числа и в каком месте он начинается, какого числа и где заканчивается, где, по каким тропинкам идут дети, это всё в Интернет теперь выкладывается. И это законодательная норма.
– Но ведь педагоги жалуются, что это бюрократическое оформление походов их просто отпугивает.
– Согласна. Но все мы понимаем, чем это вызвано. Надо положить конец нарушениям в этой сфере. Может быть, сейчас, в какой-то степени перегнули палку, но, будем надеяться, что жизнь расставит всё по своим местам. Золотая середина пока не найдена. Хотя безопасность детей, их жизнь и здоровье – это самое дорогое, что есть у родителей, и когда на одной чаше весов оказывается безопасность, а на другой – новые впечатления,любой родитель выберет первое.
– И ещё о трудовом воспитании детей ведутся споры: какую работу можно выполнять, какую нельзя. Раньше такой гиперопеки не было.
– Согласна с Вами. С одной стороны, конечно, очень не хочется, чтобы наши дети росли совсем уж белоручками. Конечно, лучше бы трудовое воспитание начинать пораньше. Но ведь просто заставить ребёнка мести дорожки в лагере – это одно, а сделать эту деятельность осмысленной (мы это делаем для того, чтобы было уютно в лагере, чтобы вам самим не ходить по грязным дорожкам) – это совсем другое.
Мне кажется, сам труд, который предлагают детям в лагере, должен нести воспитательную функцию. Ребёнок должен понимать, для чего и зачем он занимается той или иной деятельностью.
Просто так заставить подметать нет никакого толка. Такое же воспитание и каждый родитель с ребёнком осуществляет дома. Свою комнату ребёнок должен содержать в чистоте. Для чего? Да чтобы тебе самому в этой комнате жилось лучше, и дышать свежим воздухом для твоего здоровья полезнее, чем когда у тебя пыль и грязь. То же самое и в лагере: дети должны понимать, для чего они это делают.
Я за посильный труд: по благоустройству своей комнаты, своего двора, спортивной площадки, водоема. Главное объяснить детям, для чего это нужно.
– Каким навыкам необходимо научитьребенка перед летним лагерем?
– Элементарным навыкам самообслуживания. Ребёнок не должен забывать, что нужно утром почистить зубы и умыться. И вечером те же самые гигиенические процедуры провести. Ребёнок должен встать и заправить свою постель. Ребёнок должен понимать, что нужно менять своё бельё и одежду. И в семье должны ребёнка к этому приучать.
Многие родители жалуются: положили ему 15 маек в чемодан, он приехал, одну носил всю смену, а 14 привёз абсолютно чистыми. Ничего хорошего в этом нет.
Элементарные навыки самообслуживания – раз. Навыки общения и умения вести себя в коллективе – два.
Ребёнок, конечно, должен уметь знакомиться с другими людьми, находить с ними общий язык, без агрессии, без конфликта строить какую-то игру, вовлекать других людей в эту свою игру, возможно, проявить какие-то лидерские качества, без этого тоже очень сложно детям адаптироваться в лагере.
И, конечно, что мне кажется, очень важно - это развитие самостоятельности. Ведь дети сейчас совсем не самостоятельные. Они во дворах не бегают, не играют. Они чуть ли не до 15 лет с бабушками ходят за руку в школу.
Но ведь этот ребенок скоро станет взрослым, а навыков самостоятельности у него нет. У нас огромное количество тридцатилетних детей, особенно среди мальчиков, которых до тридцати лет мамы опекают, готовят им завтраки, бутерброды с собой на работу, гладят рубашечки и т.д. Поздновато всё-таки в тридцать лет взрослеть.
А лагерь – это то место, где можно хоть чуть-чуть повзрослеть, стать более ответственным за себя, свою жизнь и стать более самостоятельным.
– Как воспитывать у ребёнка коммуникативные навыки? У родителей нет такой компетенции. Это кто должен делать?
– Вообще-то коммуникативные навыки воспитываются во взаимодействии с другими людьми. Поэтому родители должны просто создать условия для воспитания и развития этих навыков. Пока ребёнок маленький, водить его куда-то на детскую площадку. Когда ребёнок подрос, пытаться привести его в детский коллектив, предположим, в детский сад или в группу кратковременного пребывания. В детский сад не ходит - значит куда-то в кружки, в какие-то развивающие центры.
Родитель должен сам способствовать тому, чтобы ребёнок учился общению со сверстниками.
При этом нужно наблюдать за ребенком, какие он делает ошибки в общении со сверстниками, объяснять, как нужно (без агрессии) искать выходы из обычных, жизненных ситуаций, которые возникают на этих детских площадках.
Обычно к школьному возрасту навыки общения уже более или менее сформированы, мы говорим об этих проблемах у детей дошкольного возраста.
– Имеют ли какой-то смысл городские лагеря? Они очень распространены в Москве, например, и я думаю, в других городах тоже.
– Городской лагерь выполняет ровно те же функции, что и загородный. Вот только с оздоровлением всё гораздо хуже. Мы понимаем, что в городе и воздух не такой чистый, как в лесу, и, естественно, в Москве-реке купаться я бы никому не рекомендовала.
Вместе с тем городские лагеря находят свою нишу. Они предоставляют, например, детям возможность пойти в бассейн, в спортивный комплекс, на экскурсию в музей или в картинную галерею.
То есть альтернатива – в культурных мероприятиях.
И такие возможности есть, особенно в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону. Там огромное количество мест, куда можно пойти с детьми летом.
При этом и в загородном, и в городском лагере у детей появляется возможность проявить такие качества характера, как самостоятельность, ответственность, занять, может быть, какую-то лидирующую позицию в коллективе сверстников (в школе это не удалось, а в лагере получилось). Почему? Да потому что в лагере, например, есть волейбольная команда, а он в волейбол хорошо играет. И, пожалуйста, он – капитан команды, лидер. Это очень важный навык для ребёнка – адаптация в новом коллективе, и мы даём возможность ему проявить себя не так, как в школе, а в совершенно новых условиях.
Лагерь дает возможность выйти за привычные рамки, и это со всех сторон очень хорошо.
– А для старших подростков должны быть какие-то другие формы отдыха? Например, профильные летние лагеря?
– Конечно. Ведь сейчас предлагается огромное количество профилей. В том числе, я знаю, для родителей очень привлекательны так называемые лингвистические лагеря, где ребёнок не просто отдыхает, ходит на какие-то дополнительные занятия, кружки, но ещё и совершенствует язык.
И если раньше родители старались отправить детей в лингвистические лагеря за рубеж, то теперь российские лагеря предлагают такие программы с носителями языка.
Это как пример. Такого же рода есть физико-математические, биологические, социально-экономические профили – словом, лагеря, предлагающие программы по разным направлениям дополнительного образования.
Беседовала Ольга Дашковская