Без рубрики // Колонка

Школьная сцена вознесет или раздавит?

Какие существуют показатели качества образования? Сейчас идёт множество споров по этому поводу, как оценить результат ребёнка. Как оценить прирост? И если интеллектуальный прирост можно оценить по результатам ЕГЭ и прочих экзаменов, то каким образом можно оценить воспитательный результат? Как на улице отличить воспитанного человека от невоспитанного?

Школьная сцена вознесет или раздавит?

Думаю, что это видно невооруженным взглядом. Мы не осознанно сотни раз в день даем такие определение окружающим нас людям – этот человек воспитанный, а этот невоспитанный. У этого всё же есть воспитание, хоть оно и плохое, а у этого – хорошее. Но если спросить нас о критериях – мы не сможем их сразу назвать.

Соответственно, когда наши ученики окончат школу, на протяжении всей жизни оценку их уровню воспитания будут давать абсолютно разные люди: на улице, в кафе, театре (если они туда зайдут) и в прочих местах.

Так почему мы мучаемся, думая о критериях воспитанности и образованности? Ведь здесь всё довольно просто, по крайней мере, базовые показатели можно выделить довольно быстро.

Здороваются ли наши ученики с человеком, который заходит в школу, вне зависимости от того, знают ли они его или нет? Придержат ли для вас дверь? Поднимут ли рассыпавшиеся по полу бумаги?

В своем распоряжении мы также имеем такой замечательный инструмент воспитания оценки, как сцена или зрительный зал.

Сцена – мерило нравственности

В каждой образовательной организации существует ряд мероприятий, проходящих в зале, в ходе которых детям необходимо выходить на сцену.

Сцена всегда работает как увеличительное стекло. Она придумана для этого, чтобы все, даже малейшие движения тела и души были видны.

Стоит человеку выйти на сцену, как сразу обнаружится уровень его образования и воспитания.

А в случае, когда дети самостоятельно готовят номера к концерту или, например своё выступление к последнему звонку, это вообще может являться лакмусовой бумажкой ко всем девяти или одиннадцати годам обучения.

Какие темы для своих выступлений выбирают наши ученики, умеют ли они говорить со сцены и ориентироваться в пространстве? Интересны ли им темы, о которых они говорят? Понимают ли они необходимость выступлений или нет? В момент выхода на сцену: портал превращается в рентгеновский аппарат и просвечивает всех насквозь.

Уровень культуры участников концертной деятельности виден во всём: в поведении за кулисами; в ситуациях, когда барахлит аппаратура; в работе с партнёром; в мизансценах; в выборе материала для выступления.

Репертуар один и тот же?

Иногда мне кажется, что если заменить кадры в ролике с последнего звонка одной школы на кадры из ролика другой школы – ничего не изменится, и, быть может, никто даже не заметит подмены.

Мы все говорим об индивидуализации образования, об его субъектности, но о чём может быть речь, если существуют определенные лекала, не имеющие с индивидуализацией ничего общего и принятые за норму? Любой концерт на сцене - это:

  • Стихотворение под музыку (по сути своей – мелодекламация, одно из самых сложных видов чтецкого искусства, но по факту - чтение стихотворения под грустную музыку на фоне красивой заставки на экране);
  • Песня от детей, занимающихся вокалом;
  • Хор детей, которые просто любят петь, не интересуясь тем, получается это у них или нет;
  • Танец от детей из танцевальной студии;
  • Танец, который нужно станцевать всем классом;
  • «Сценка» по мотивам Ералаша, Камеди клаба или КВН, сыгранная с каменными лицами и, по-видимому, должна быть смешной самой по себе;
  • Номер театральной студии - сцена из спектакля или инсценировка стихотворения.

В итоге кому-нибудь из зала обязательно становится дурно от увиденного. Потому что это напоминает либо набор случайных слов и звуков, либо избиение младенцев, когда на одной сцене, в одном контексте подаются выступления профессионалов начального уровня и любителей.

Долой педагога-менеджера!

Чувство неловкости и желание зарыться под стул не покидает и меня на таких концертах. Чувствуют ли это дети? По началу – да. Сначала они говорят: «Я не буду этого делать, я буду выглядеть глупо», «Зачем мне это нужно, я же не клоун» и так далее. Но потом, ближе к выпускным классам, это становится для них нормой, превращается в уровень их собственной культуры.

Вот они уже сами готовят номер в подобном стиле. Им больше не кажется, что у них не получится, и что они будут глупо выглядеть. Напротив, они уверены в своей правоте и крутости – на лицо образовательные и воспитательные результаты.

И так будет всегда, пока педагоги, отвечающие за мероприятия и различные школьные события, не примут на себя воспитательную функцию.

Учителям пора выйти из позиции менеджера, который отбирает «лучшие» номера и участвует только с организационной стороны. Нужны режиссура и тьюторство в самых мощных проявлениях.

Подготовка общего выступления – это одно из самых сложных классных и школьных мероприятий, которые могут только быть.

В сценическом процессе нужно учесть интересы каждого, разработать такую идею, которая покажет детей с лучшей стороны, а не высветит их недостатки.

При этом необходимо сохранить образовательный компонент, потому что всё действо происходит в школе, а не в сельском клубе. Соответственно и выступления должны быть не уровня сельского клуба, а уровня образовательной организации.

Выбор роли

Что может быть более индивидуально, чем роль человека в выступлении? Посмотрите на детей, они ведь такие разные и такие интересные сами по себе.

Не нужно уравнивать детей в массовых песнях и танцах. В советские годы это было актуально, тогда было нормой уметь играть на гитаре, петь песни и танцевать.

И опыта в этом у детей было гораздо больше, и задорная бардовская песня под гитару была дороже выступления профессионалов, потому что дети умели вложить в неё душу. В то время самодеятельность часто граничила с профессиональным искусством.

Сейчас такого уровня самодеятельности нет. Так не нужно подставлять детей и заставлять выглядеть на сцене глупо. Не нужно портить вкус с самого первого класса, выпуская детей читать хоровые стихотворения.

Пусть они делают то, что им интересно. Для этого нужно узнавать детей, выслушивать их варианты сценария номеров и аккуратно моделировать процесс изнутри, корректируя курс, в сторону воспитания вкуса, глубины смысла и красивой, эффектной внешней формы. Техническое оснащение многих школ теперь позволяет оформлять школьные концерты на уровне профессиональных шоу, так пусть это будет красиво, эффектно и со смыслом.

Пользуйтесь существующими произведениями, но не пытайтесь их бездумно копировать.

Возьмите персонажей, которые понятны детям, и поместите их в школьную реальность, чтобы это было актуально.

Фантазируйте вместе с детьми, что было бы, если бы герои сказок, фильмов, комиксов оказались в школе? Какая история с ними могла бы произойти в школе? Кого бы они могли встретить?

Определите внутри класса, кто больше похож на какого персонажа и кого бы хотел сыграть. Определите проблему, которую персонажи будут решать на сцене, сюжет без проблемы будет вязнуть и скоро наскучит.

Постройте сценарий таким образом, чтобы он развивался по нарастающей и имел несколько поворотных моментов-перевёртышей.

Равные возможности

Быть может кто-то из детей вообще не хочет на сцену, но отлично обращается с музыкой или может разобраться в световом пульте и подготовить выступление с этой стороны. Если кто-то из детей хорошо рисует или художественно выпиливает лобзиком, пусть это будет декорационный отдел. Кто-то из ребят хочет писать сценарий? Пусть пишет. И тогда каждый будет при своём деле, сможет самовыразиться в полной мере.

Если в классе есть вокалист или танцор, не нужно выдвигать этого человека в солисты, а остальных делать массовкой.

Это убивает инициативу и губит личности других учеников.

Если я буду одиннадцать лет стоять в тени одноклассницы-вокалистки, возможно, я уже никогда никому не расскажу, что пишу картины маслом или создаю собственные коллекции одежды, ведь это никогда не было кому-то нужно.

Пусть все имеют равные возможности самовыражения, тогда это будет индивидуализация и субъектность.

Пока что это больше напоминает обязаловку и армию.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться