Думаю, что это видно невооруженным взглядом. Мы не осознанно сотни раз в день даем такие определение окружающим нас людям – этот человек воспитанный, а этот невоспитанный. У этого всё же есть воспитание, хоть оно и плохое, а у этого – хорошее. Но если спросить нас о критериях – мы не сможем их сразу назвать.
Соответственно, когда наши ученики окончат школу, на протяжении всей жизни оценку их уровню воспитания будут давать абсолютно разные люди: на улице, в кафе, театре (если они туда зайдут) и в прочих местах.
Так почему мы мучаемся, думая о критериях воспитанности и образованности? Ведь здесь всё довольно просто, по крайней мере, базовые показатели можно выделить довольно быстро.
Здороваются ли наши ученики с человеком, который заходит в школу, вне зависимости от того, знают ли они его или нет? Придержат ли для вас дверь? Поднимут ли рассыпавшиеся по полу бумаги?
В своем распоряжении мы также имеем такой замечательный инструмент воспитания оценки, как сцена или зрительный зал.
Сцена – мерило нравственности
В каждой образовательной организации существует ряд мероприятий, проходящих в зале, в ходе которых детям необходимо выходить на сцену.
Сцена всегда работает как увеличительное стекло. Она придумана для этого, чтобы все, даже малейшие движения тела и души были видны.
Стоит человеку выйти на сцену, как сразу обнаружится уровень его образования и воспитания.
А в случае, когда дети самостоятельно готовят номера к концерту или, например своё выступление к последнему звонку, это вообще может являться лакмусовой бумажкой ко всем девяти или одиннадцати годам обучения.
Какие темы для своих выступлений выбирают наши ученики, умеют ли они говорить со сцены и ориентироваться в пространстве? Интересны ли им темы, о которых они говорят? Понимают ли они необходимость выступлений или нет? В момент выхода на сцену: портал превращается в рентгеновский аппарат и просвечивает всех насквозь.
Уровень культуры участников концертной деятельности виден во всём: в поведении за кулисами; в ситуациях, когда барахлит аппаратура; в работе с партнёром; в мизансценах; в выборе материала для выступления.
Репертуар один и тот же?
Иногда мне кажется, что если заменить кадры в ролике с последнего звонка одной школы на кадры из ролика другой школы – ничего не изменится, и, быть может, никто даже не заметит подмены.
Мы все говорим об индивидуализации образования, об его субъектности, но о чём может быть речь, если существуют определенные лекала, не имеющие с индивидуализацией ничего общего и принятые за норму? Любой концерт на сцене - это:
- Стихотворение под музыку (по сути своей – мелодекламация, одно из самых сложных видов чтецкого искусства, но по факту - чтение стихотворения под грустную музыку на фоне красивой заставки на экране);
- Песня от детей, занимающихся вокалом;
- Хор детей, которые просто любят петь, не интересуясь тем, получается это у них или нет;
- Танец от детей из танцевальной студии;
- Танец, который нужно станцевать всем классом;
- «Сценка» по мотивам Ералаша, Камеди клаба или КВН, сыгранная с каменными лицами и, по-видимому, должна быть смешной самой по себе;
- Номер театральной студии - сцена из спектакля или инсценировка стихотворения.
В итоге кому-нибудь из зала обязательно становится дурно от увиденного. Потому что это напоминает либо набор случайных слов и звуков, либо избиение младенцев, когда на одной сцене, в одном контексте подаются выступления профессионалов начального уровня и любителей.
Долой педагога-менеджера!
Чувство неловкости и желание зарыться под стул не покидает и меня на таких концертах. Чувствуют ли это дети? По началу – да. Сначала они говорят: «Я не буду этого делать, я буду выглядеть глупо», «Зачем мне это нужно, я же не клоун» и так далее. Но потом, ближе к выпускным классам, это становится для них нормой, превращается в уровень их собственной культуры.
Вот они уже сами готовят номер в подобном стиле. Им больше не кажется, что у них не получится, и что они будут глупо выглядеть. Напротив, они уверены в своей правоте и крутости – на лицо образовательные и воспитательные результаты.
И так будет всегда, пока педагоги, отвечающие за мероприятия и различные школьные события, не примут на себя воспитательную функцию.
Учителям пора выйти из позиции менеджера, который отбирает «лучшие» номера и участвует только с организационной стороны. Нужны режиссура и тьюторство в самых мощных проявлениях.
Подготовка общего выступления – это одно из самых сложных классных и школьных мероприятий, которые могут только быть.
В сценическом процессе нужно учесть интересы каждого, разработать такую идею, которая покажет детей с лучшей стороны, а не высветит их недостатки.
При этом необходимо сохранить образовательный компонент, потому что всё действо происходит в школе, а не в сельском клубе. Соответственно и выступления должны быть не уровня сельского клуба, а уровня образовательной организации.
Выбор роли
Что может быть более индивидуально, чем роль человека в выступлении? Посмотрите на детей, они ведь такие разные и такие интересные сами по себе.
Не нужно уравнивать детей в массовых песнях и танцах. В советские годы это было актуально, тогда было нормой уметь играть на гитаре, петь песни и танцевать.
И опыта в этом у детей было гораздо больше, и задорная бардовская песня под гитару была дороже выступления профессионалов, потому что дети умели вложить в неё душу. В то время самодеятельность часто граничила с профессиональным искусством.
Сейчас такого уровня самодеятельности нет. Так не нужно подставлять детей и заставлять выглядеть на сцене глупо. Не нужно портить вкус с самого первого класса, выпуская детей читать хоровые стихотворения.
Пусть они делают то, что им интересно. Для этого нужно узнавать детей, выслушивать их варианты сценария номеров и аккуратно моделировать процесс изнутри, корректируя курс, в сторону воспитания вкуса, глубины смысла и красивой, эффектной внешней формы. Техническое оснащение многих школ теперь позволяет оформлять школьные концерты на уровне профессиональных шоу, так пусть это будет красиво, эффектно и со смыслом.
Пользуйтесь существующими произведениями, но не пытайтесь их бездумно копировать.
Возьмите персонажей, которые понятны детям, и поместите их в школьную реальность, чтобы это было актуально.
Фантазируйте вместе с детьми, что было бы, если бы герои сказок, фильмов, комиксов оказались в школе? Какая история с ними могла бы произойти в школе? Кого бы они могли встретить?
Определите внутри класса, кто больше похож на какого персонажа и кого бы хотел сыграть. Определите проблему, которую персонажи будут решать на сцене, сюжет без проблемы будет вязнуть и скоро наскучит.
Постройте сценарий таким образом, чтобы он развивался по нарастающей и имел несколько поворотных моментов-перевёртышей.
Равные возможности
Быть может кто-то из детей вообще не хочет на сцену, но отлично обращается с музыкой или может разобраться в световом пульте и подготовить выступление с этой стороны. Если кто-то из детей хорошо рисует или художественно выпиливает лобзиком, пусть это будет декорационный отдел. Кто-то из ребят хочет писать сценарий? Пусть пишет. И тогда каждый будет при своём деле, сможет самовыразиться в полной мере.
Если в классе есть вокалист или танцор, не нужно выдвигать этого человека в солисты, а остальных делать массовкой.
Это убивает инициативу и губит личности других учеников.
Если я буду одиннадцать лет стоять в тени одноклассницы-вокалистки, возможно, я уже никогда никому не расскажу, что пишу картины маслом или создаю собственные коллекции одежды, ведь это никогда не было кому-то нужно.
Пусть все имеют равные возможности самовыражения, тогда это будет индивидуализация и субъектность.
Пока что это больше напоминает обязаловку и армию.