Программы поддержки детского и юношеского чтения (Национальная программа, принятая в 2006 году, и Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, принятая в 2017 году) и Образовательного стандарта общего образования (действующий стандарт размещен на сайте МОН, сегодня в обществе идет острая полемика по поводу новой редакции этого документа).
Первая принимается под эгидой Минкомсвязи России и Роспечати, Российского книжного союза и Министерства культуры, второй является одним из важнейших документов Министерства образования.
В Программе поддержки чтения фигурирует понятие «инфраструктура чтения» (ИЧ), пользователями которой являются читающие горожане. В Стандарте описаны результаты, которых нужно достичь в школе, в том числе и в области чтения.
Совместить эти вещи пока не получается.
Готовить пользователя ИЧ ни в начальной, ни в основной школе никто не собирается.
Разработать учебные программы по литературе в рамках осуществления Программы поддержки чтения тоже не представляется возможным.
Так как мне довелось принять участие в работе и с тем и с другим документом, решила наметить какие-то возможные точки соприкосновения.
Под инфраструктурой чтения понимается «совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сервисов; наличная информация, которой могут располагать читатели».
Элементами инфраструктуры чтения являются библиотеки и культурно-просветительские учреждения; система образования; книжная индустрия; индустрия производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, электронные издания и т.п.); система популяризации чтения; система подготовки кадров для инфраструктуры чтения; система научных исследований и научно-методической работы в сфере чтения [Национальная программа, 2007−2020].
Предлагаю уточнить и сократить это определение:
ИЧ система компонентов, взаимодействие или взаимодополнение которых формирует и обеспечивает удовлетворение потребности читающего человека.
То есть нацелена на того читателя, кто имеет потребность в использовании текстов любой природы для решения своих интеллектуальных, профессиональных, учебных, досуговых и других задач и запросов.
Для связи описания ИЧ с описанием образовательных результатов я выбрала субъектный подход к ее описанию: компоненты инфраструктуры (издательство, библиотека, электронная книга и т.д.) рассматриваются через призму деятельности читающего человека, потому что инфраструктура чтения вне конкретного времени и места не существует. Она возникает в рамках конкретной ситуации − удовлетворения читательского запроса, то есть в процессе подключения потенциального читателя к ресурсу.
Создаваемые и развиваемые элементы и компоненты инфраструктуры будут эффективны, если у их потребителя есть:
− мотивация к чтению (объективные и субъективные причины, побуждающие человека читать);
− умения и навыки поиска нужной книги или текста, которые обусловлены наличием знаний или опыта, позволяющих судить о том, что поиск необходим и возможен;
− способность и возможность выбрать книгу, основываясь на сугубо субъективных мотивах. То есть у потребителя ИЧ есть опыт свободного выбора книги для чтения, он знает, где можно приобрести книгу или взять ее для чтения;
– способность и возможность читать книгу или текст: есть книги (журналы) или компьютер (другое устройство), есть физические условия для чтения (время и место);
− возможность общаться с другими читателями: высказать свое мнение о прочитанном, узнать мнения других, принять участие в общественном событии, определяющем социальный статус чтения (отметим, что такое общение теснейшим образом связано с мотивационной и поисковой составляющими чтения).
Все это говорит о том, что ключевыми компонентами ИЧ являются те институции, которые способствуют становлению субъектной читательской позиции, формированию культуры чтения у детей и молодежи: детский сад, школа, колледж, институт. Овладение культурой чтения может и должно начинаться именно там.
Ни книжные магазины, ни издательства, ни библиотеки не обладают тем потенциалом, который есть у образовательных организаций.
Повторю еще раз, что под чтением я понимаю восприятие, понимание и использование текстов различной природы, то есть речь идет не только о литературном образовании и чтении художественных произведений. Основные компетенции, определяющие успешность и эффективность чтения, связаны с самостоятельностью читающего.
Увы, документы об образовании сейчас переживают совершенно иной путь «развития». В них возвращается привычное содержание предметов, воплощенное в перечне произведений и имен писателей.
В документах об образовании нет даже намека на то, что нужно формировать мотивацию, учить искать и выбирать книги, общаться в связи с прочитанным.
Разразившаяся вокруг новой редакции ФГОС полемика дает основания предположить, что многим понятна необходимость смещения фокуса внимания со знаний: о каких текстах нужно узнать под руководством учителя – на умения: что нужно научиться делать в связи с постановкой задачи, поиском, собственно чтением и использованием прочитанного