Без рубрики // Колонка

Безопасность: проблемы правового регулирования

Трагедия в Кемерово заставляет вносить свои, тяжелые, поправки в тематику «чеховок». Очевидно, что гражданский долг каждого человека состоит в том, чтобы способствовать недопущению такого рода трагических ситуаций за счет применения профессиональных знаний и активной гражданской позиции.

Безопасность: проблемы правового регулирования
Фото: moygolovinskiy.ru

Как следует из сообщений СМИ, трагедия, унесшая жизни взрослых и детей, произошла в здании торгового центра. При этом часть детей находились там в сопровождении взрослых, педагогических работников и других, смотрели фильм в кинотеатре.

Ключевой элемент для определения предмета правового регулирования — нахождение организованной группы детей в сопровождении специальных работников в специально оборудованном месте, которое с точки зрения противопожарной безопасности фактически является местом повышенной опасности.

Системный подход

В современной ситуации часто возникает потребность в том, чтобы педагогические работники вместе с организованными группами детей посещали музеи, кинотеатры, другие заведения, особенно в контексте предусмотренной образовательными программами внеурочной деятельности. Поэтому вопрос безопасности во время пребывания организованных групп детей вне школы крайне актуален.

В настоящее время вопросы противопожарной и иной безопасности зданий школ в основном урегулированы. Однако пребывание организованных групп школьников в рамках каких-либо дополнительных занятий, внеурочной деятельности в различных организациях требует системного подхода в части правового регулирования.

Меры безопасности

Все общественные здания, в том числе здания торговых центров, безусловно, должны соответствовать требованиям противопожарной безопасности.

Наряду с этим критически важным условием следует задаться вопросом наличия у школьников, а также у сопровождающих их лиц, навыков поведения в чрезвычайной ситуации, связанной с пожаром и другими техногенными катастрофами.

Важно совершенствовать нормы основополагающих законов в сфере безопасности детей. В частности, Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Целесообразным будет распространение режима, предусмотренного указанным законом для часто посещаемых организованными группами детей кинотеатров и других заведений, предоставляющих услуги, которые условно можно назвать услугами по организации отдыха для детей. Эта мера позволит установить дополнительные гарантии для безопасности детей.

Сертификаты безопасности

Надо сделать так, чтобы нововведения в сфере безопасности не вызывали неподъемные административные обременения, что обычно приводит не к повышению безопасности, а наоборот — к ее резкому понижению, вызываемому за счет использования более дешевых коррупционных механизмов решения вопросов безопасности.

Как показывает практика, положительный эффект дает добровольное сертифицирование объектов, не относящихся к зданиям образовательных организаций, но тем не менее использующихся для отдыха и обучения детей.

Это обеспечивает более или менее безопасные условия для пребывания детей, подтвержденные внешним экспертным сертифицированием.

Школы и другие образовательные организации, конечно, будут заинтересованы в том, чтобы организованные группы детей с педагогическими работниками пользовались услугами как раз именно этих организаций. Наличие соответствующего сертификата будет выступать механизмом увеличения спроса на услуги организации — владельца здания.

Безопасный образ жизни

Также необходимо обратить внимание на правовое регулирование содержания ФГОСов в части предметов и направлений, обеспечивающих обучение безопасному поведению учащихся, в том числе в нештатных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, в пункте 3 предусматривает положение о создании условий для формирования здорового, безопасного образа жизни обучающихся.

Термин «безопасный образ жизни» также используется при характеристике личностных результатов освоения основной образовательной программы и в других разделах стандарта. Аналогичные положения есть в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и начального общего образования.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить знание правил и овладение навыками поведения при чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера.

Детей следует учить, как сохранять эмоциональную устойчивость в опасных ситуациях, как действовать индивидуально и в группе, как оказать первую помощь пострадавшим.

Таким образом, ФГОСы в принципе содержат необходимые положения, выступающие правовой основой для обеспечения формирования навыков безопасного поведения.

Курс ОБЖ для педагогов

Другой элемент обеспечения безопасности при посещении организованными группами обучающихся школ каких-либо заведений связан с подготовкой сопровождающих педагогических работников.

Навыки поведения в чрезвычайных ситуациях с организованными группами обучающихся, находящихся вне школ, необходимо «упаковывать» в программы повышения квалификации для педагогических работников.

Важно обратить внимание на квалификационные требования к работникам образования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Согласно данному приказу, за руководящими и педагогическими работниками в части должностных обязанностей закреплена позиция: «Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности». Однако квалификационные требования к педагогическим работникам не содержат соответствующих положений.

Следует внести в квалификационные характеристики педагогических работников положения об обязательности наличия навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, в том числе вне школы.

Такого рода положения могут содержаться в разделах «Должен знать» и имплантироваться в трудовые договоры с работниками школ.



Новости





























































Поделиться