Без рубрики // Колонка

Инновации на личном опыте

Наши изобретатели генерируют массу идей. У них золотые руки. Только одного не знают или не могут: как вывести продукт на рынок. Особенно если он образовательный. Шустрые зарубежные инвесторы перехватывают проекты. Как быть?

Инновации на личном опыте
Фото: faktors.tyden.cz

14 апреля 2018 года в Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялось очередное представление проектов для конкурса инноваций в образовании – «Ясли КИвО».

Мое появление там было связано с тем, что в составе команды молодых программистов – Сулейманова Руслана и Куприянова Романа – я принимал участие в конкурсе инноваций в образовании в 2014 году. При этом сам я имею крайне слабое отношение к программированию (в определенном смысле «чайник» в этой сфере), но тогда я обладал статусом проректора МПГУ, а указанные перспективные молодые люди работали в сфере ИКТ в данном вузе. Выражаю им признательность, если они меня читают, за их терпение к моим компетенциям в сфере ИКТ и совместную работу.

Наш тогдашний проект совмещал в себе элементы, относящиеся к ИКТ и юриспруденции, и именовался как «Конструктор образовательных программ и локальных нормативных актов», представляя собой облачный веб-сервис для легкого и быстрого создания юридически грамотных документов. Команда проекта впоследствии распалась, однако сама по себе представленная нами технология имеет перспективы спроса.

Безусловно, по сравнению с 2014 годом, сегодня чувствуется размах. Организаторам – по сути, команде из «Вышки» – удалось создать атмосферу творчества, привлекающую, прежде всего, молодых людей в процесс. Были представлены интересные идеи. В частности, я как эксперт отдал предпочтение проекту, предусматривающему особые технологии обучения русскому языку среди иностранных граждан.

Продажные вопросы

Для рынка инноваций в образовании характерно наличие нескольких крупных проблем.

Во-первых, к ним относятся проблемы, связанные с отсутствием у инноваторов компетенций в области презентации, оформления и предъявления инноваций (эти требования я отношу и к себе).

Предлагаемые продукты сами по себе, как правило, качественные и могли бы найти рыночный спрос, как в России, так и за рубежом.

Основной упор делается на самом продукте, а не на его потенциальных потребительских свойствах. Это традиционная болезнь многих отечественных Кулибиных.

То, из-за чего российские открытия (например, видеомагнитофон, мобильный телефон, вертолет) реализуются не в России, а на Западе.

Важно также отметить неразвитость навыков самопрезентации и правильного представления продукта для потенциальных инвесторов, в качестве которых зачастую выступают лица, не имеющие отношения к образованию.

Во-вторых, следует отметить проблемы, связанные с общей экономической ситуацией.

При разработке и представлении инноваций в сфере образования в эпоху глобализации необходимо учитывать такой компонент, как спрос.

Рынок для внедрения инноваций в России объективно намного меньше, чем в Китае, США, ЕЭС, поэтому затраты потенциально трудно окупить только лишь за свой счет. Это обстоятельство создает опасность втягивания российского рынка инноваций в орбиту более сильного и перспективного игрока.

Важно, чтобы такого рода взаимодействие с мировыми игроками не породило колониальную смычку, когда российский рынок инноваций становится поставщиком необработанного сырья – идей, проектов, открытий в сфере образования, которые будут оформляться, использоваться и продаваться уже не российскими, а зарубежными обладателями интеллектуальных прав на инновации в сфере образования.

Если уж процесс взаимодействия неизбежен, то российская составляющая должна генерировать повышенную добавленную стоимость, обеспечивать получение разработчиком интеллектуальной ренты от последующей продажи продукта за рубежом.

Основная часть образовательных организаций в России – это бюджетные и казенные учреждения, финансирование которых осуществляется бюджетами различных уровней. Соответственно, любое расходование бюджетных средств подчиняется установленным требованиям в части организации конкурсов на закупку, отчетности, проверок и прочего. В таких условиях крайне трудно выступать в роли «свободного агента» на рынке инноваций в образовании.

В сухом остатке

Самым эффективным и проверенным веками способом повышения экономической активности и экономического роста любого рынка является институционализация.

В настоящее время достаточно много сделано для построения институтов, оказывающих содействие инновациям в образовании. Разработаны формы грантовой поддержки образовательных организаций. Осуществляются поставки передового учебного оборудования. Это инновационные площадки и инновационная инфраструктура в целом, президентские и иные крупные денежные премии и другие меры.

Государственная система поддержки инновационной инфраструктуры, замкнутая на Минобрнауки России, ориентирована на поддержку образовательных организаций, а не коллективов и индивидуальных инноваторов, и достаточно забюрокрачена. Хотя, несмотря на недостатки, она все-таки как-то работает.

Качество государственного регулирования рынка всегда может вызвать нарекания в применении к любому его сегменту – начиная от продажи апельсинов и заканчивая коммерческими запусками спутников.

Тем не менее никто не говорит о том, что государственное регулирование не нужно рынку вообще. То же касается и рынка инноваций в образовании.

Хорошо, что есть отдельные энтузиасты в «Вышке» и других образовательных организациях. Однако дальнейшее развитие рынка инноваций в образовании предполагает необходимость организации системной работы по формированию институтов поддержки. К направлениям деятельности указанных институтов поддержки может относиться:

– защита авторских прав педагогических работников;

– снижение затрат и неоправданных барьеров на патентование перспективных изобретений в сфере образования;

– поощрение потенциального спроса на инновации через снижение налогов;

– целевые кредиты на покупку инновационных продуктов;

– льготное кредитование для инновационных предпринимателей-педагогов;

– формирование малозатратных экспертных систем для оценки потенциала того или иного инновационного продукта;

– поддержка экспорта «высокотехнологичных» образовательных услуг.



Новости





























































Поделиться