Стимул для школьников
Алексей Голубицкий, директор "Школы Будущего", пос. Б. Исаково Калининградской области выступал на разных секциях и круглых столах ММСО. Один из его докладов был посвящен вопросу: почему в наших школах так мало проектной деятельности и что нужно сделать, чтобы ее стало больше?
Во-первых, сегодня, как правило, в школах осуществляются не проекты, а проектные задачи, причем зачастую идею предлагает учитель, а ребята думают, как ее решить.
Но проектная деятельность является субъектной, ученик сам должен выдвигать идею.
Чем больше инициативы и простора для свободного мышления мы предоставим детям, чем больше невероятных идей мы им позволим выдвигать, тем больше места проектная деятельность займет в нашей образовательной системе.
Во-вторых, школьные проекты нередко носят имитационный характер и не ведут к такому результату, который полезен школе, обществу, ребенку.
Сделать так, чтобы ребенок мог реализовать результат своего проекта, получить за это материальное вознаграждение — очень важная цель.
Школ, которые создают условия для реализации проектной деятельности, еще очень мало, но их число должно расти.
В-третьих, как известно, смысл деятельности лежит за ее пределами.
Например, один из учащихся нашей школы получил за свой проект патент на изобретение: он поставил свою дождевую электростанцию на один из водостоков.
Другой ученик нашей школы, Артем Шумилов, представил свой механический аккумулятор ветровой энергии на Международной научно-технической выставке MILSET-2015 в Брюсселе. Эта новость появилась в европейских СМИ в контексте не очень дружественной информации о России.
Проект в данном случае стал формой международной дипломатии.
И это очень важно.
Новая редакция ФГОС устарела
Александр Кондаков, генеральный директор электронной платформы «Мобильное электронное образование», считает, что школьные знания пора обновить:
У меня отношение к этим стандартам сложное.
Когда я вижу все 900 страниц предметных результатов, которые должен запомнить ребенок, я с ужасом думаю о том, что эти знания уже в принципе устарели.
Тезис о том, что ФГОС должен включать содержание образования, вызывает у меня вопросы, не говоря уж о том, что это не соответствует современному законодательству. Люди, которые сегодня создают новую версию ФГОС, делают вид, что не было фундаментального ядра содержания общего образования, ориентирующего детей не столько на процесс, сколько на результат их деятельности.
Разработка фундаментального ядра велась в контексте общемирового тренда. Благодаря внедрению стандартов начального образования наша страна заняла первое место в международном исследовании PIRLS.
При подготовке новой версии стандарта не было единого методологического центра. Сегодня мы уже знаем, что в работе принимали участие ФИПИ, МПГУ, другие организации. Но кто отвечал за координацию этой деятельности и за целостностьконцепции, мы не знаем. А ведь стандарт — это сложный механизм, который призван обеспечивать личностное развитие ребенка.
Знания настолько быстро, настолько стремительно расширяются, что общемировая тенденция — переход от знаниевой, предметной парадигмы к формированию компетенций.
К сожалению, предметная парадигма породила сегодня такое явление, как ГДЗ — готовые домашние задания, которые легко найти в Интернете. В результате мы получим компетенцию быстрого поиска нужной информации, не основанную на знаниях, критическом мышлении, личностных качествах, о которых мы так много говорим в последнее время.
Поэтому я надеюсь, что та позиция, которую высказывает Правительство РФ по отношению к этим стандартам, возобладает. Кстати, если мы реализуем задачу разработки стандартов цифрового образования до 2020 года, то ФГОС в нынешней редакции просто не успеют ввести.
Что с ДОУ сделали стандарты
Татьяна Волосовец, директор Института детства, семьи и воспитания РАО, рассказала о том, какие перемены произошли в жизни детских садов после внедрения ФГОС дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования вызвал кардинальные изменения в деятельности детских садов, потому что появились новые цели и задачи в дошкольном образовании в целом, и новые программы, методики, технологии для детских садовв частности.Занятия в дошкольных организациях стали более насыщенными и глубокими, во второй половине дня стало проводиться больше мероприятий.
Эти перемены заметили не только педагоги, но и родители. Родители стали воспринимать детский сад не как камеру хранения, а как образовательную организацию.
Но есть и проблемы.
Во-первых, доступность дошкольного образования для детей до 3-х лет, хотя нельзя не признать тот факт, что у нас почти ликвидированы очереди в детские сады для детей старше 3-х лет: из 2 млн. 200 тыс. осталось 78 тыс. – капля в море в масштабах страны.
Действительно, задача обеспечения местами в детских садах дошкольников от 3 до 7 лет практически выполнена, родители удовлетворены. Но побочным эффектом решения этой задачи стала переполненность групп в детских садах. Надеюсь, муниципалитеты и субъекты РФ продолжат строительство детских садов – с тем, чтобы разгрузить имеющиеся. Одному воспитателю очень сложно справляться с 30 -40 детьми в группе. Это ведет к профессиональному и эмоциональному выгоранию, физической усталости, что может быть серьезным риском длябезопасности детей.
Во-вторых, работа медсестер и врачей не отвечает требованиям дошкольного образования и запросам родителей.
В-третьих, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в системе дошкольного образования. Именно эти дети требуют особой заботы государства. Тут следует подумать о разработке адаптированных основных образовательных программ в детских садах, о подготовке педагогов, которым потребуются специальные знания,навыки и компетенции для работы с разными категориями детей.