Учитель начальных классов одной из московских общеобразовательных школ объяснила, почему положительных результатов от инклюзивного образования ожидать в ближайшее десятилетие не стоит.
– На Ваш взгляд, детям с ОВЗ лучше проходить обучение в общеобразовательных школах или все-таки в коррекционных? Для самих детей будет ли польза от совместного обучения?
– Дети, которые имеют сохранный интеллект, но недостаточно развиты в физическом плане, могут обучаться в обычных школах, естественно, при наличии тьюторского сопровождения. Но дети с несохранным или частично сохранным интеллектом, по моему мнению, нуждаются в особых условиях обучения, которые создать в обычной школе довольно тяжело, а иногда совсем невозможно.
– Зачастую родители скрывают от учителей, что у них особенный ребенок. Когда родители приходят к Вам, они открыто говорят об этом?
– Многие родители действительно скрывают особенности развития своих детей, что не идет на пользу процессу обучения. Но есть родители, которые осознают проблему, рассказывают о ней и просят совета. Тогда совместная работа дает хорошие результаты. Конечно, здесь еще важно, какие у ребенка отклонения. Если это, например, синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), то при помощи учителя, с одной стороны, а родителей – с другой, в дальнейшем у ребенка будет возможность продолжить обучение в обычной школе.
– Насколько мне известно, помимо педагогического образования, Вы получили дополнительное образование в области специальной педагогики. Скажите, коллеги часто обращаются к Вам за советом?
– Да, достаточно часто. К сожалению, число детей с особенностями с каждым годом продолжает расти. Учителя жалуются на невозможность оказать особым детям бо́льшую помощь.
Корень проблемы – в сокращении таких штатных должностей, как: психолог, логопед, дефектолог – словом, тех специалистов, которые оказали бы таким детям помощь и помогли бы учителям составить индивидуальные планы обучения.
Например, у нас сейчас на почти 1500 учеников в школе присутствует только один логопед и один психолог.
– Пробовали говорить с администрацией школы об этой проблеме? Попросить создать комиссию внутри школы из необходимых специалистов?
– Неоднократно обращались. К сожалению, ссылаются на недостаток финансирования, проблемы с расписанием. Но, скорее всего, просто не хотят заниматься этой проблемой. Как у нас говорят: «Вы специалисты высшей квалификационной категории, вы обязаны справляться с любыми проблемами сами».
– Можете поделиться опытом работы с особым ребенком? Как проходит процесс обучения, что говорят и чего не говорят родители, какие у ребенка особенности развития?
– Ребенок пришел в первый класс достаточно поздно, ему 8 лет. Особенности его развития с рождения и до школы покрыты тайной. Родители не откровенны в этом вопросе. То, что я заметила сразу – у ребенка явные признаки СДВГ. Занимаемся с ним индивидуально, так как в классе он «не берет» ничего. На уроке перетягивает все внимание на себя, от чего страдают другие дети. Тьютор у нас только один и уже занят с другим ребенком.
Я работаю с этим учеником индивидуально во второй половине дня – добираем, дочитываем, доучиваем.
В первый класс он пришел абсолютно не читающим, не пишущим, не считающим, очень плохо была развита познавательная деятельность, на минимальном уровне знания об окружающем мире. Он контактен, общителен, но, увы, минимально держит внимание в коллективе – 2 минуты от силы. А родители не осознают всю серьезность ситуации.
– Какие у этого ребенка шансы продолжить обучение в обычной школе?
– Неуспеваемость будет присутствовать однозначно. Я стараюсь компенсировать всеми возможными путями его дефициты, не сформировать у ребенка негативное отношение к школе и к обучению. Но в целом прогноз неблагоприятный.
– При индивидуальной работе как обстоит дело с вниманием?
– В индивидуальном общении ребенок может удерживать внимание гораздо дольше (10–15 минут). Ему интересно, он начинает многое понимать и часто говорит: «Это, оказывается, так интересно!». Он оценивает себя и свои достижения.
– Сколько должно пройти времени, чтобы общество осознало всю серьезность проблемы? Родители, учителя, администрация школ?
– Мы испытываем недостаток знаний в работе с такими детьми – это одна из главных проблем. Если учителя поймут необходимость получения знаний в области специальной педагогики, а администрация будет изыскивать возможности и средства; если будут привлекать качественных специалистов, которые начнут работать с такими детьми, выстраивать трассы индивидуального развития, а родители перестанут скрывать от специалистов особенности развития детей – результат будет. Но в любом случае это задачи не на одно десятилетие.
В первую очередь мы должны перестроиться сами, такие дети есть, будут и их надо обучать, социализировать и готовить к взрослой жизни.
Беседовала Дарья Медведева