К архитектурному дизайну образовательных помещений массовое отношение на постсоветском пространстве не меняется уже много лет — минимум индивидуальности, максимум утилитарности. Есть где сидеть? Есть окна-двери? Лампочки горят электрические? Вот и хорошо. А комфорт, эстетика, функциональность — это, может быть, со временем само придёт.
На постсоветском пространстве сейчас создаётся не так много нетиповых школьных проектов. Можно назвать UWC Dilijan, Международную школу Казани, Центр образования «Царицыно» в совхозе им. Ленина, Хорошевскую гимназию («Хорошколу»), проектируемые «Умную школу» и «Летово». Пока что единичные случаи.
Вот слова Алексея Муратова, куратора КБ «Стрелка» (одного из крупнейших государственных подрядчиков в сфере урбанизма)
Алексей Муратов — Все школы, выполненные по индивидуальным архитектурным проектам, проектируются в основном на деньги частных инвесторов, государство выпускает типовые проекты. Хотя, в России, как и во всем мире, идет активный поиск новых архитектурных решений для школ, которые, по сути, становятся вторым домом для учеников на девять-одиннадцать лет.
Если с дизайном личного пространства сегодня всё более-менее понятно — есть уже сформированные правила работы с помещениями, развитая колористика, определившиеся интерьерные стили, работающие принципы зонирования — то с дизайном образовательных пространств всё не так однозначно. Сложно увидеть ошибки и откровенно устаревшие идеи, если ты в этом пространстве находишься каждый день.
Поэтому так важно собрать в одном месте те подходы к архитектурному дизайну школы, которые использовать уже грешно.
Ошибка № 1. Использовать яркие цвета и иллюстрации в интерьере
Очень часто в стремлении обновить или декорировать помещение на стенах появляются масштабные полотна на заданную тематику — например, природа, сказочные персонажи и сцены, животные и так далее. Почему это плохо? Потому что, во-первых, это уже готовое решение, которое никак творчески не переосмыслить, а, во-вторых, такое решение откровенно утомляет уже через короткое время.
Что с этим делать? Использовать гармоничную, приглушённую цветовую палитру благородных тонов. Яркими цветами можно маркировать отдельные зоны (например, игровую) и кодировать пространства (например, использовать полосы разного цвета на прозрачных дверях). Главное — стены помещения должны служить фоном для проявления детской активности и творчества. Они должны не затмевать детей, а наоборот, подчёркивать их деятельность. Главное украшение школы — дети и их работы, а не художественное оформление.
Ошибка № 2. Ограничить задачу помещения одной функцией
Самая популярная расстановка парт в классе — фронтальная: стоящие в три ряда парты перед главной сценой — доской. Самый популярный вид коридора — длинное помещение с дверями по одну сторону и окнами по другую. Так мы ограничиваем класс одной единственной функцией — сидеть на строго определённом стуле, а коридор — другой единственной функцией — либо ходить по строго заданной траектории, либо сидеть в специально назначенном месте. А почему в коридоре нельзя, например, полежать и почитать? Любое помещение в школе призвано быть многофункциональным, расширяющим пространство возможностей, а не ограничивающим его.
Что с этим делать? Мебель в помещении должна быть прежде всего мобильной, чтобы из нескольких предметов можно было быстро составить разные комбинации — для индивидуальной или групповой работы, для презентаций и выступлений, для дискуссий и мастер-классов. Коридор вообще должен перестать исполнять роль перехода из одного места в другое, а превратиться в обширную зону отдыха, развлечений и развития. Здесь есть место и для уютных гнёздышек с приглушённым светом, и для больших мягких зон для целой компании. Здесь могут быть стеллажи с книгами и настольными играми, стол для тенниса, шведская стенка. Главное — максимально насыщать пространство, при этом не нарушая общей цветовой и стилистической гармонии.
Ошибка № 3. Ограничить места для детей в инвалидных колясках
Нарисовать жёлтую полосу на полу, указывающую движение коляски, и такой же жёлтой полосой оградить пространство вокруг парты в классе — это не включение ребёнка в единое пространство школы, а лишь имитация. Таким способом можно лишь запереть ученика в клетке тех мест, которые предназначены «специально для него». А кто-то при этом думает о том, как ему из этого места выбраться?
Что с этим делать? Чтобы сделать среду действительно доступной для всех, можно для начала сесть в инвалидную коляску, попробовать подняться на крыльцо и открыть самостоятельно дверь. Так можно выяснить множество тонкостей, на которые в иных условиях и внимания не обратишь — не слишком ли тугой доводчик у двери, не слишком ли высоко расположена ручка, не слишком ли крутой подъём. Внутри здания тоже есть о чём позаботиться помимо жёлтых прямоугольников: нет ли высоких порогов, тяжёлых дверей, узких проходов. Вот когда человеку в коляске не придётся думать о преодолении преград, тогда пространство и можно назвать по-настоящему доступным.
Ошибка № 4. Сделать помещения единообразными
Под единообразием в стандартном понимании скрывается банальная скука. Пол везде одного цвета. Двери и окна — одного размера, фактуры и цвета. Мебель одинаковая, чтобы никто не ссорился. Расположение мебели тоже. А ведь сложность среды — это один из факторов оценки уровня стимулирующей функции пространства. Учебная среда должна этой функцией обладать — стимулировать своих жителей к творчеству, к движению, к взаимодействию.
Что с этим делать? Подумать, как можно усложнить среду, не нарушив её функциональности и эстетики. Сделать её неоднородной, с разными текстурами, цветами разной насыщенности, разными зонами, структурно организованными и горизонтально (зоны в одной плоскости), и вертикально (подиумы, вторые уровни и так далее). Двух одинаковых классов в школе быть вообще не должно!
Ошибка № 5. Оставить стены непроницаемыми
Переходим к незыблемому — к школьным кабинетам. Самый жизнеспособный вариант организации помещений на сегодня — это площадь, ограниченная бетонными стенами.
Что с этим делать? Стены пора раскрывать. Например, стены, прилегающие к общему пространству, можно сделать прозрачными (полностью или частично), заменить массивными колоннами с прозрачными перегородками. Да хотя бы просто сделать двери со стеклом. Прозрачность создаёт внутреннее единство.
Ошибка № 6. Свести всё к покраске стен
Никакая реновация не может осуществляться за счёт простых косметических операций над уже существующим. Это такая же иллюзия изменений, как и в случае с лже-инклюзией. Если в здании идёт подготовка к капитальному ремонту, последнее, что нужно сделать — это определяться с маркой и цветом новой краски.
Что с этим делать? Вообще ещё на этапе планирования ремонтных работ хорошо бы подумать, какие структурные изменения позволяет провести бюджет. Если денег не очень много, можно обойтись простыми решениями — прорубить окна из класса в коридор, поработать над цветовым зонированием и маркировкой, соорудить простые подиумы. В общем смысле Артемий Лебедев в своём руководстве по оформлению школ ориентировался именно на более-менее бюджетные изменения, хотя некоторые решения можно назвать спорными (например, готовые орнаменты для стен). Если же планируется полная архитектурная реновация, главное правило, о котором нужно помнить, сводится к следующему: образовательное пространство должно быть комфортным, открытым и разнообразным.
Задавать вопросы необходимо к каждому элементу пространства: если это подиум, то зачем он здесь, что на нём будет находиться, какую роль он играет, не будет ли он никому мешать? Если дизайнерский проект акцент ставит на декоративных решениях и не осмысляет функциональность пространства — это неправильный проект.