Люди приходят в театр и цирк, чтобы увидеть на сцене что-то необыкновенное и удивительное. На хорошем представлении можно наблюдать максимальную сосредоточенность и сопричастность происходящему – зрители думают и переживают вместе с артистами и боятся за их жизнь во время смертельных номеров.
А ведь должно быть наоборот. Нельзя ли настроить образовательный процесс как серию шоу и спектаклей? Например, возьмем сухой лед и катушку Тесла и на основе элементарных физических явлений сделаем детей участниками интереснейшего представления.
Есть опасность, что школа станет балаганом? Чтобы этого не произошло, нужны педагоги высшего уровня, интеллигентные, умные и достаточно чувствительные, чтобы не переступить эту тонкую грань.
Когда я говорю о шоу, я не имею в виду яркие прожекторы, музыку и спецэффекты. Речь идет о способе подачи материала и степени заинтересованности самого преподавателя, а соответственно, и детей.
В основе любого шоу лежит определенный сюжет. Есть завязка, центральное событие, кульминация и развязка, так называемый событийный ряд. Тема урока может запросто выступить в этом качестве. Еще один очень важный момент: любое шоу строится на парадоксе. Задача учителя – выявить этот парадокс в теме урока, с этого все начинается.
Что касается тематического оформления, это могут быть некоторые дидактические материалы. И вовсе не обязательно специально заготовленный инвентарь. Зайдите в класс и оглядитесь. Что вы видите? Конечно же – парты, стулья, доску, шкафы. Сделайте перестановку. Пусть это станет отправным событием (завязкой) нашего урока. Войдя в класс, дети уже будут заинтригованы происходящим, вы наверняка услышите вопросы и возгласы удивления. Это как раз то, что нам нужно, теперь остается только задать некий провокационный вопрос, который направит эмоции удивления в нужное русло.
Декорациями могут выступать различные предметы, которые соответствуют тематике урока. Если это урок геометрии, мы можем оформить его набором абсолютно разных предметов, начиная с кухонной утвари, заканчивая камнями и листьями деревьев, содержащими в себе геометрические фигуры. Таким образом, первое удивление от перестановки парт и стульев будет поддержано неожиданной предметной средой. На уроке истории, при изучении хода какой-нибудь битвы, не избежать инсценировок, рассадка в классе может напоминать расположение войск, в качестве предметов могут быть игрушечные солдатики или, скажем, фрукты, символизирующие разные армии.
Вернемся к парадоксу. Как его обнаружить? Иногда, чтобы создать парадокс, нужно вбросить заведомо ложную информацию. Например, урок об Отечественной войне можно начать с заявления, что Наполеон захватил Россию, победив в 1812 году. А дальше, проходя этапы боевых действий, в ролевой тактической игре выяснится, как и почему в той кампании Наполеон не стал победителем. Кульминация – это тот «момент истины», который объясняет парадокс.
Конечно, можно начать и с того, что Кутузов разгромил Наполеона и с позором выгнал из России остатки его великой армии. Но эта «результирующая информация» пресна, в ней нет остроты подробностей (дьявол же, как известно, в деталях). Я знаю, что русские победили, а французы нет. Что мне до драматизма сражений и мест, где они проходили, до имен героев? Зачем мне знать, что такое арьергард и авангард, если наши прапрапрадеды все равно победили? Но если у меня есть мотивация разобраться, если напротив меня сидит команда под названием «армия Наполеона», я не захочу ударить в грязь лицом. В свою очередь «французы» будут стараться победить и, может, даже победят, но тут в свои права вступит учитель в роли русской зимы.
Подобные формы урока стимулируют детей не просто к изучению материала, но вызывают живой интерес к теме: они начинают выдвигать гипотезы, обсуждать их и доказывать свою правоту, что помогает развитию коммуникативных навыков, логики и образного мышления.
Сейчас набрал популярность любопытный формат – «Суд над супергероями». Он предполагает попытку научно обосновать сверхспособности известных героев комиксов. Есть сторона обвинения, которая утверждает, что таких способностей не существует (эту роль часто выбирают дети), и есть сторона защиты, состоящая из ученых, которые пытаются обосновать наличие сверхспособностей и тем самым доказать, что такой герой вполне может существовать.
К подобному формату можно привести урок по любому предмету, главное – правильно сформулировать парадокс, чтобы он был максимально спорным и плодородным для развертывания интересного «образовательного спектакля». Ну и конечно, важно не заиграться, чтобы к концу урока (а тем более их серии) коллективная мысль пришла в достоверное русло и дети сделали выводы, соответствующие научной истине.