Разве это не прямая подсказка к решению противоречия?
Помните, образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным?
Студент поступает учиться – государство предоставляет ему беспроцентный кредит. Если ты отличник, если проявил интерес и креативность, участвовал в научной работе, то кредит может быть погашен полностью. Такой работник нужен экономике, и он окупит себя сто раз. Если учишься нерадиво, будешь платить полностью.
Уверяю вас, такая схема заставит каждого хорошенько подумать, чему именно он хочет учиться. И относиться к учебе ответственно.Такой механизм работает гораздо эффективнее вступительных экзаменов, ибо учитывает скрытые от посторонних глаз истинные мотивы учащегося, а не просто срез знаний на конкретный момент времени...
Из жизни: в 2006 году Федор Моргун – личность в сельском хозяйстве легендарная, автор множества книг – рассказывал мне: «после войны, вернувшись с фронта с ранением в руку, я заявился на сельскохозяйственный факультет института. В багаже у меня были знания 9 классов, да и то сильно «побитые» войной. Но я очень хотел. Я дошёл до ректора и меня взяли…»
Со студентами понятно, а что для школьного возраста?
Ведь маленький ребёнок не может оценить, чем именно он хочет заниматься в перспективе.
Ну что ж, для маленьких детей центр принятия решений – его семья. Ребёнок растёт, и при правильном построении системы образования у него есть вполне ощутимые шансы найти то, что его «заводит», что дает ему драйв.
При этом я глубоко убеждён, что широкое образование (не узкоспециальное) – это важная, архиважная составляющая личности. Ибо каждый из нас не только профессионал, он ещё и родитель, гражданин, пользователь, пациент… Можно без труда продолжить список наших ролей… Каждая из них – тоже особое образование.
Усугубляет положение и то, что все узко специализированные навыки сравнительно легко заменяются автоматами.
Вы понимаете, почему облако не падает? Почему небо синее, а желтое солнце становится к вечеру красным? Почему летом теплее, чем зимой? Почему радуга и почему дождь? Как работает холодильник или телефон? Если нет – вы обделены. Ведь всё это столь же важные составляющие культуры, как понимание живописи или литературный вкус, владение языком и умение одеваться…
Да, я за то, чтобы семья имела гораздо больший вес в образовании ребенка, чем сейчас. Государство, а в частности государственная система образования, не имеет тонких настроек.
Если ребёнок в возрасте шести лет вдруг заинтересовался бабочками, то мы можем через этих самых бабочек давать ему различные пласты культуры учить считать и писать. Школа так может?
Но для того,чтобы семья не только хотела, но и могла осуществлять и контролировать развитие и обучение детей, пространство образования должно быть иным. Гораздо более разнообразным. Технических, технологических или содержательных препятствий для этого нет. Зато нужна политическая воля и глубокое понимание процессов. К сожалению, мне пока не удается видеть это в наличии…
Кстати, финансовый аспект тоже решается – семья получает базовые средства от государства, образовательные ваучеры, которыми можно оплатить образовательные услуги. Это те самые средства, которые государство так или иначе уже выделяет на обучение любого ученика в школе. Плюс воля семьи: сверху платите столько, сколько (и если) считаете нужным. Плюс возможность образовательных кредитов для семьи. Плюс средства от профессиональных союзов, саморегулируемых организаций.
Пространство образования должно быть гораздо более разнообразным.
А как вы видите это разнообразие?
В следующей публикации я постараюсь изложить свое видение.