По словам Алана Куглена, начав преподавать, он осознал, что ученикам слишком часто приходится ждать, когда преподаватель решит все за них, и они скучают на уроках, а чтобы изучать живой язык, необходимо говорить, двигаться, что-то делать. Поэтому он обратился к новым методикам. Вскоре он понял, что из-за временных и материальных ограничений невозможно перенести, например, методику Монтессори в обычную государственную школу. Поэтому Куглен обратился к методике перевернутого класса, то есть давал ученикам на видео то, что они должны были бы пройти во время урока, освобождая классное время для практических занятий.
Но вскоре стало ясно, что в коллеже, где он преподает (далеко не самом благополучном), мало кто из учеников имеет возможность проходить весь необходимый материал дома. Алан Куглен задумался, как лучше мотивировать учеников, и выделил три краеугольных камня: придавать смысл занятиям с помощью педагогики проектов; предоставлять ученикам средства для работы благодаря индивидуальному подходу и, наконец, приучать их к самостоятельности.
В школе от учеников очень часто требуют самостоятельности, но не объясняют, как это делать, да и не дают им такой возможность. Даже в перевернутом классе этот вопрос, по сути, не стоит. Ведь быть самостоятельным – значит уметь опираться на ресурсы и использовать их, чтобы руководить самим собой. Выполняя домашнее задание с родителями, самостоятельности не научишься, да и объяснений учителя здесь недостаточно.
Так Алан Куглен перешел от методики перевернутого класса к «классу сопровождения», где все можно сделать в классе, не перекладывая ответственность на родителей учеников.
Учащиеся в таком классе всем распоряжаются сами. Классная комната – это их пространство, они могут по-своему переставлять мебель, использовать любое оборудование.
Учитель всегда рядом с ними, они могут обратиться к нему за советом или помощью, если не справляются сами, но только тогда, когда исчерпают другие возможности. Учитель помогает им составить «путевую карту», дает задания, предоставляет видео, советует, к каким ресурсам они могут обратиться, и дает им максимум свободы и самостоятельности. Каждый может выполнять задания один или в сотрудничестве с другими учениками, в собственном ритме. Учитель, зная, кто из учеников успевает лучше, предлагает им более сложные задания, а тем, кто испытывает трудности, уделяет больше внимания и поддержки.
По словам Куглена, если класс сопровождения «правильно запущен», ученики быстро привыкают к самостоятельной работе: войдя в класс, они тут же переставляют мебель и немедленно приступают к занятиям. Учителю иногда приходится их прерывать, если возникает необходимость на время вернуться к какой-либо более классической форме занятий. В таком классе ученики чувствую себя более раскованно, они лучше мотивированы и вовлечены в занятия, а у учителя освобождается много времени, потому что ему не приходится постоянно наводить порядок и следить за дисциплиной.
Никому не нравятся ограничения и недостаток доверия, и, чтобы высвободить дух творчества и сотрудничества, необходимы свобода и самостоятельность.
В коллеже, где преподает Куглен, многие подростки были на грани того, чтобы бросить школу. В классе сопровождения они чувствуют себя гораздо комфортнее и продолжают учебу. В дальнейшем, в лицее и вузе, его ученики не испытывают комплексов по отношению к иностранным языкам, не боятся разговаривать и делать ошибки.
Разумеется, все это достигается не сразу, а очень постепенно: стать самостоятельным в один миг невозможно!
Перевод Александры Ратай