Бурятия выступила дискуссионной площадкой по формированию образовательной инфраструктуры. Эта и другие актуальные проблемы стали предметом обсуждения заседания Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке, проведенного в феврале в Республике Бурятия.
На специально организованных дискуссионных площадках депутаты Госдумы совместно с представителями региональных властей обсудили вопросы, связанные с законодательным обеспечением современных требований к формированию образовательной инфраструктуры на муниципальном и региональном уровнях и с ее влиянием на обеспечение доступности качественного образования.
Участники говорили о том, что инфраструктура обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов абсолютно неоднородна: вследствие ухудшения финансирования во многих регионах на обеспечение образовательных стандартов в нормативе заложено ниже необходимого уровня, и повсеместно происходит уменьшение расходов на содержание школ. Поэтому необходимо на федеральном уровне определить новые условия финансирования норматива именно в этой части.
Образуется своеобразный диссонанс, когда образовательные стандарты едины, но условия исполнения этих стандартов на уровне субъектов – разноречивы.
Фактически ФГОС – это одно, требования к ФГОС – другое, учебники, учебные пособия и все сопутствующие наглядные пособия – это третье. Хотя, по сути, в этом направлении должно быть единство.
Тематика круглых столов была посвящена материально-техническому обеспечению школьных и дошкольных учреждений, подготовке педагогических кадров. Отдельной темой круглого стола, в связи с последними трагическими событиями в Бурятии, стала тема обеспечения безопасности школ.
На круглом столе по информационно-методическому и учебно-методическому обеспечению как базовому педагогическому элементу образовательной инфраструктуры обсудили новый федеральный перечень учебников. С удовлетворением отметив его 30-процентное пополнение (теперь в Перечне 1807 учебников против 1370 прошлогодних), участники обсуждения высказали серьезные нарекания к порядку экспертизы. Было признано необходимым сделать ее более открытой за счет непосредственного привлечения учителей, апробирующих эти учебники. Это нужно и для поддержания обратной связи с издательствами.
Многие участники круглого стола высказали пожелания, чтобы экспертиза учебников по родному языку проходила не на федеральном, а на региональном уровне. Поступили также предложения, касающиеся содержания учебников по различным другим предметам.
Результаты всех обсуждений найдут отражение в итоговой резолюции и в проекте рекомендаций.
В Комитете по образованию и науке ГД РФ обсуждение этих тем будет продолжено.