Классический пример, известный всем педагогам: детям в классе дают письменную работу, и большинство из них старается. Но почему? Потому ли, что им всем хочется и нравится делать то, что они делают? Какой у них мотив?
Оказывается, один ребенок пишет, чтобы не получить «два», он учится не очень хорошо – и у него мотив избегания неприятных последствий: за «двойку» его могут отругать дома.
Другой хочет занять лидерские позиции, потому что в этом классе лидерские позиции занимает тот, кто хорошо учится.
Третий боится не оправдать ожидания родителя или учителя.
Четвертый «зарабатывает» на велосипед, который ему обещали родители, если он получит хорошую оценку.
Пятый решает и выполняет работу хорошо, потому что ему интересно испытать себя, и вот он как раз именно ближе всего к учебной деятельности.
Учитель не может выкопать эти мотивы в детях, он не знает и не видит их.
Мотивация – это не уговаривание ребенка в том, что то, чем он занимается, важно для него. Мотивация происходит тогда, когда ребенку реально интересно.
Что делать родителям?
Ребенку в первом классе говорят: сначала уроки, потом то, что ты любишь. Например, мама запрещает читать, если ребенок любит читать, пока он не сделает уроки. Или запрещает идти на улицу погулять – то есть запрещает выполнять то, на что ребенок замотивирован изначально.
Когда у ребенка другой мотив – не делать уроки, а гулять и читать, то он не будет заинтересован делать уроки.
Чтобы этот интерес появился, надо сделать так, чтобы учебная цель принесла ему удовлетворение и радость, чтобы она стала важнее мотива.
Как это сделать? Универсальных таблеток нет.
Есть примеры, как дети, успешные в учебе, получают большее удовольствие от решения задач, чем от каких-то «развлечений». Значит, это возможно. И школе сделать это легче, но школа не знает, как подстроиться к каждому, у нее массовое производство.
Система Эльконина-Давыдова решила эту проблему в начальной школе – там, где хорошо работает развивающее обучение, интересно 90% детей.
Как быть родителям?
Общий закон такой: результат от учебного действия – от того, что ребенок выполнял какие-то задания – должен превысить ожидания и быть очень сильным.
Если ребенок падкий на похвалу, его надо похвалить, чтобы он почувствовал, что учиться – это классно и здорово.