ИнтерВести // Статья

Квест «Попади в университет». Образовательное путешествие по Германии. Часть 2

Школьная ступень немецкого образования предлагает на выбор два пути: один ведет к получению профессии, другой – к получению высшего образования.
  • 21 ноября 2018

Квест «Попади в университет». Образовательное путешествие по Германии. Часть 2
Фото Марии Смирновой

Всего можно выделить две основных ступени школьного образования в Германии: начальную (groundschule) и «среднюю».

«Средняя» ступень представлена тремя видами школ:
  • общая школа (hauptschule),
  • реальная школа (realschule),
  • гимназия (gymnasium).

Разобраться во взаимосвязях всех видов школ Германии сложно, да и многое зависит от конкретной местности, однако примерная схема выглядит следующим образом.

Мы посетили начальную школу «Зильберштайн» в Берлине, сетевую частную школу «Эколе» в Гюстрове и профессиональное училище «Старт» в Людвигслюсте.

Начальная школа «Зильберштайн»

Начальная школа «Зильберштайн» находится в популярном у эмигрантов районе Берлина – Ноёкельне. Несколько лет назад её возглавил наш соотечественник Сергей Афонин. Он подробно рассказал немецким директорам и педагогам о тонкостях становления школы после затяжного кризиса.

  • Инфраструктура и внутренне убранство

До Сергея Афонина школа находилась в упадке: сложный социальный состав воспитанников, плохо выстроенная управленческая система, грязные и неуютные помещения. Теперь в школе сделан ремонт, и ее продолжают обновлять.

Сейчас это четырехэтажное здание с небольшими кордитами и высокими потолками. На стенах нарисованы флаги разных стран Европы. В классах установлены интерактивные доски с проектором, но есть и обычные доски. Стены классов украшены детскими работами и табличками-помощницами.

Территория школы расширилась: ей отдали часть земли, до этого принадлежащую железнодорожному вокзалу. Соответственно, инфраструктуру пришлось выстраивать заново.

Зато теперь у школы современные детские площадки – лестницы для лазания, сетки, трубы... Новая школьная площадка стала уникальной, каких в городе очень мало.

Также появился большой спортивный зал, который заполнили всем необходимым инвентарем – от гимнастических коней до баскетбольных колец и футбольных ворот. Учитывая малую площадь основного помещения, рассчитанного на небольшое количество мест для учеников, столовая была вынесена в отдельное квадратное здание, где помимо обеденного зала предусмотрены комнаты для игр, библиотека, рабочая мастерская и бильярд.

  • Образовательный процесс

Поскольку большинство детей дома не говорят по-немецки и немецкая культура для них нова, в школе возникали большие коммуникационные трудности. С приходом Сергея Афонина ситуация изменилась: появился специальный класс для детей, которые совсем не говорят на немецком языке.

Основная цель школы – социализация: изучение языка, ознакомление и приучение к немецкой культуре. А вот академические результаты пока остаются на втором плане.

Всего в школе учится около 300 детей (92% из них – иммигранты), с ними работают 27 преподавателей, 25 воспитателей и 3 социальных педагога. Класс рассчитан на 21 ученика, но на самом деле его наполненность составляет от 20 до 24 человек.

В «Зильберштайне» нет сети Wi-Fi, ученикам запрещено использовать телефоны и средства связи на уроках.

Максимум может быть 7 уроков с двумя большими переменами после второго и четвертого уроков, ещё два часа выделены для дополнительных занятий, и в 16:00 школа закрывается.

  • Трудоустройство, зарплата и нагрузка учителей

Профессия учителя не очень популярна в Германии, поэтому существует кадровая проблема: работников не хватает, особенно социальных педагогов. Это во многом связано с особенностями приема на работу.

Подбором учительских кадров в Германии занимается специальная фирма. Как правило, не всегда у кандидатов есть профильное образование, тем более навыки работы в школе. Многое зависит от умения директора договариваться с такой фирмой.

Средняя нагрузка педагога составляет 27 часов, а зарплата варьируются от 2 до 4 тысяч евро.

Сетевая школа «Эколе»

В Германии развит сектор частного и сетевого образования. Например, «Эколе». Это не только школьное обучение, но и сеть профессиональных училищ. Одну из таких школ мы посетили в Гюстрове. Она расположена рядом с главной достопримечательностью районного центра – городским замком. Нескольких учебных корпусов школы занимают 2 га земли.

  • Предметно-пространственная среда

В школьных аудиториях реализована идея использования пространства на 360º: доски, проекторы, парты – все ориентировано на легкую смену рабочего пространства. На стенах висят справочные материалы и классный уголок. Парты треугольные, на колесиках, чтобы быстро и легко можно было их объединять и передвигать.

Оборудован музыкальный класс, есть столовая, конференц-зал и большая площадь под открытым небом. Все должно быть удобным для обучения – гласит один из рекламных лозунгов школы.

В школе 13 классов. В них обучается 260 учеников. Всего 34 учителя. Но есть также и социальные педагоги, тьюторы.

При поступлении в школу все дети проходят собеседование, по результатам которого выносится решение о зачислении.

При поступлении в школу каждому ребенку дарят кактус – символ совместного роста: «Если за ним ухаживать – получаются красивые цветки, если нет – он засыхает».
  • Оплата

«Эколе» – частная школа, хоть и поддерживается финансово государством, обучение стоит недешево: 200 евро в месяц (плюс регистрационный взнос 100 €) и 60 € – за учебники. Также дополнительная плата взымается за кружки и дополнительные занятия.

  • Учеба

В отличие от государственных школ «Эколе» имеет некоторую свободу в составлении учебного плана и программ. Учителя часто анализируют возможности каждого школьника и предлагают ему индивидуальный путь образования, пытаясь раскрыть потенциал каждого ребенка.

Акцент делается на иностранных языках (после выпуска ученик должен знать три), проектах и олимпиадах.

Языки учатся не только за партой, но и на практике: в поездках и стажировках.

Проектная деятельность внедряется с начальных классов. Устраиваются так называемые проектные недели: выбирается тема, дети делятся на подгруппы по своему желанию и рассматривают проблему с разных сторон.

Например, недавно была тема «Мосты». Одни подгруппы изучали техническую сторону на примере мостов Гюстрова, другие – теоретическую, а третьи делали сценку и шли с ней в дом престарелых, воплощая идею в переносном смысле – мост между поколениями.

Немецкие школьники активно участвуют в олимпиадах и посещают дополнительные занятия.

Домашних заданий в «Эколе» нет. Считается, что за урок можно все успеть выучить и повторить.
  • Режим дня

«Эколе» – школа полного дня: дети учатся с 8:15 утра до 15:00. С 7:30 до первого урока есть группы раннего развития, после 3 часов – продленка. Для пятых классов уроки длятся не 45 минут, как у нас, а всего полчаса.

  • Как в гимназии

На примере школы «Эколе» можно понять, что представляют собой немецкие гимназии. Это школы, цель которых воспитать учеников с высокими академическими результатами, широким кругозором и отличной социализацией. Все эти компетенции нужны для того, чтобы поступить в университет и успешно его окончить.

Профессиональное училище «Старт»

Надо сказать, что в Германии всего около 20% школьников попадает в гимназии, остальные - получают профессию. В выборе будущей профессии помогают как центры, подобные «Старту», так и опыт родителей и информация о востребованных специалистах на рынках труда.

Главная задача профессионального училища «Старт» – профориентация.

  • Первый этап – выявление характеристики личности

Учеников делят на группы. Каждой группе ставится задача, например, собрать устойчивую башню высотой в один метр из пластмассовых соломинок и металлических скрепок.

Во время работы групп наблюдатели заполняют лист с критериями (система похожа на оценку по стандартам «Ворлдскиллс»). После этого результаты обрабатываются по сертифицированному алгоритму, и участникам даются рекомендации по выбору профессии.

  • Второй этап – ознакомление с особенностями профессий

Например, ученикам объясняют, что работники отелей часто работают и в праздничные, и в выходные дни, поэтому встречать Новый год с семьей у них часто не получается.

  • Третий этап – практика на предприятиях

Студентам дают возможность попробовать себя на производстве. В течение некоторого времени они проходят практику под руководством мастеров.

Студенческая практика может быть как на производствах, так и в специально оборудованных мастерских училища.

Система профессионального образования Германии устроена таким образом, чтобы ученики при выпуске обладали высокими профессиональными навыками и их личностные качества идеально подходили под выбранную профессию.

  • Трудоустройство

В Германии принимают на работу, если есть сертификат об образовании, а получить новую профессию достаточно сложно и дорого. Поэтому студенты усердно учатся. К последнему курсу они уже имеют опыт работы на производстве и отзывы мастеров, что упрощает процесс трудоустройства.

Мария Смирнова,
студент магистратуры 2 курса «Образовательные медиа» МГПУ


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube