Гюстров – типичный городок немецкой земли Мекленбурга-Передней Померании с населением около 30 тыс. человек. В городе 10 детских садов для детей от 3 до 6 лет. В некоторых есть ясельные группы. А в детском частном саду Regenbogen, куда мы отправились вместе со студентами МГПУ, принимают детей с трехмесячного возраста.
В Германии записываться в детский сад нужно, как только семья узнала о беременности будущей мамы. Кроме того, надо быть готовым к тому, что за услуги дошкольного учреждения придется платить, причем размер родительских взносов зависит от возраста ребенка и количества часов его пребывания в детском саду – как минимум 70 евро в месяц за 4 часа.
В детском саду Regenbogen 10 воспитателей на 40 детей, которых, кстати, принимают сюда с трехмесячного возраста (!).
Детский сад открывается в 6.30 утра. Когда приехала наша группа, одна из воспитательниц катала в коляске малыша ясельного возраста. Она объяснила, что родители привозят его очень рано, поэтому сон ему приходится добирать в детском саду. Детский сад работает до 17.00, но обычно родители забирают их в три часа дня.
Итак, какой распорядок дня в Regenbogen?
С 8.00 до 9.00 дети завтракают, потом начинается самое интересное.
В 9.00 дети и воспитатели собираются в маленьком помещении. Малышей рассаживают по кругу, в центре ставят распятие, свечку и игрушечную пирамидку-радугу, и дети поют три-четыре песни. Репертуар меняется в зависимости от ближайших церковных праздников. Тут надо сказать, что Regenbogen финансово поддерживается христианской общиной и считается частным (хотя большая часть бюджета – государственные деньги).
Дети поют под гитарный аккомпанемент одной из воспитательниц. Все песни сопровождаются характерными жестами и действиями.
Например, в африканской песне нужно махать рукой и хлопать в ладоши. Это объединяющий всех ритуал, обозначающий начало дня. Неслучайно именно эту песню дети исполнили в день нашего приезда.
Воспитатели считают, что ежедневные совместные песни сплачивают детей, учат соблюдать правила поведения, вовлекают в общественную деятельность.
В течение дня дети в основном играют – если возможно, на улице или в садике, где много игрушек. В середине дня дети проводят гигиенические процедуры и ложатся спать. Детям дают выспаться, поэтому бывают моменты, когда часть детей уже играет во дворе, а часть еще только просыпается. У каждой группы есть свое время занятий в спортзале и кружки. Кружки начинаются с двух часов дня и являются платными, поэтому лишь часть детей их посещает, многих к этому времени забирают родители.
Всего в детском саду четыре группы. Одна из них ясельная, еще одна – для детей с ограничением возможностей здоровья и мигрантов, с ними работают педагоги, имеющие специальное образование. Их основная задача – максимально социализировать и выявить проблемы в развитии ребенка. Каждой группе присвоены символы, связанные с погодными явлениями: солнце, облако, капельки и радуга. Комнаты групп оформлены соответственно.
В каждой группе есть отдельная комната, а в ней – «эмоциональный уголок», небольшая доска, куда дети прицепляют смайлик со своим настроением – и шкаф с портфолио.
А еще камин и сточная (прозрачная!) труба, чтобы, когда идет дождь, было видно, как вода стекает с крыши.
Социализация ребенка
В Regenbogen используется несколько педагогических технологий, которые воспитатели считают очень важными.
- Угадай настроение
Каждое утро, когда ребенок приходит в сад, он первым делом идет к «эмоциональному уголку» – это помогает воспитателям понять, какое у ребенка настроение и что он готов сегодня делать.
- Общественный договор
Все пространство вовлечено в процесс развития ребенка. Помимо рисунков, игр и разнообразной разметки (метровой шкалы, линеек), есть по-разному оформленный список правил поведения.
Это правила, которых придерживаются все. Они касаются поведения за столом, на улице, во время занятий в спортивном зале...
Педагоги подчеркивают, что одна из основных задач детского сада – умение ребенка соблюдать правила поведения, о которых заранее договорились.
- Личные ценности
Все дошкольники заводят портфолио – небольшую папочку, куда можно вкладывать рисунки и поделки. Портфолио собирается в течение всего времени нахождения детей в детском саду.
Никто без разрешения ребенка не может взять эту папку: ни воспитатели, ни родители, ни другие дети.
Это развивает чувство собственности и индивидуальности. По окончании детского сада дети забирают свои работы.
Вся система образования Германии построена на четком соблюдении общих правил. Дети должны соблюдать распорядок дня и быть частью социума.
Однако социализация – не единственная задача дошкольного образования. Воспитанник должен уметь немного читать, писать, считать и быть готовым к школе.
Продолжение следует...
Мария Смирнова,
студентка 2 курса магистратуры «Образовательные медиа» МГПУ