Напомним, что ключевые решения в сфере сохранения языков уже приняты. Так, в августе этого года был принят закон, который закрепил родной язык в обязательной школьной программе, однако дал родителям и их детям право выбора родного языка, причем в этом качестве может быть выбран русский.
Президент подписал Указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации».
Одна из важнейших проблем, которая обсуждалась на парламентских слушаниях, – это отсутствие учебников и учебных пособий. По данным Министерства Просвещения, сейчас в федеральный перечень включены 103 учебника по семи родным языкам – татарскому, башкирскому, алтайскому, чеченскому, якутскому, хакасскому и греческому.
В то же время в российских школах сейчас ведется преподавание на 81 родном языке. В результате либо обучение по большинству языков ведется по непроверенным пособиям, либо таких учебников вовсе нет.
По словам замглавы Рособрнадзора Анзора Музаева, сейчас «учебники получаются золотыми» из-за сложного алгоритма, связанного с проведением экспертизы. Депутаты предложили передать эти полномочия федеральным вузам для оптимизации процесса.
Еще одна серьезная проблема – нехватка подготовленных педагогов, использующих в работе современные методики. В комитете Госдумы по образованию и науке уверены, что необходима ведомственная программа подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.
В числе мер, предложенных участниками парламентских слушаний: начисление дополнительных баллов за изучение национальных языков в вузах; проведение языковых олимпиад; дистанционное обучение детей; возможность сдавать экзамены на родном языке.
Все это мотивирует детей к изучению родных языков.