Сейчас все основные характеристики качественного дошкольного образования зафиксированы во ФГОС ДО.
Что такое качество дошкольного образования
В основе современных представлений о качестве – философия образования, понимающая ребенка как активного участника образовательных отношений, а развитие – как социальный процесс взаимодействия.
Качество взаимодействия взрослого и ребенка, его развивающий характер играет в образовательном процессе ключевую роль. Материальные же условия – особенности среды и образовательной программы – могут облегчать или затруднять такое взаимодействие, а также проявление детской активности и детских интересов.
Например, если в группе есть музыкальные инструменты, но действует правило «не шуметь», дети не смогут воспользоваться этими возможностями среды. Но инструментов может и не быть. Тогда педагог, понимающий потребности детей в музыкальном развитии, может мастерить «звучалки» из бросовых материалов вместе с детьми.
Почему это так важно
Нобелевский лауреат Д. Хекман доказал, что вклад в развитие дошкольников дает в разы больший эффект, чем средства, вложенные в развитие семнадцатилетнего подростка.
Именно в дошкольном детстве формируются личностные качества, создающие базу для дальнейшего успеха в современном мире. Это самоконтроль, открытость опыту, способность взаимодействовать с окружающими, планировать, быть настойчивым, инициативным и самостоятельным.
Чтобы эти качества развивались, в течение всего дня педагоги должны создавать в группе ситуации, где проявление этих качеств было бы ребенку необходимо. В. И. Слободчиков определил качество дошкольного образования как «качество жизни ребенка».
Однако экспертные исследования российских детских садов показывают ряд проблем и в предметно-пространственной среде, и во взаимодействии взрослых и детей:
- В группах обычно мало места и мало материалов, а режим дня не оставляет времени на развитие сложных сюжетов в детских играх.
Дети играют в коротких промежутках между режимными активностями. Каждый раз, как только дети взяли и разложили игрушки, начали какое-то игровое взаимодействие, наступает время снова их убирать, потому что сейчас занятие, или прогулка, или обед. Это серьезная проблема, так как игра в таких условиях перестает выполнять свою развивающую функцию.
- Общение педагогов с детьми редко носит по-настоящему развивающий характер.
Взрослые много говорят с детьми для управления их поведением и проведения запланированных мероприятий, часто задают вопросы, предполагающие короткие односложные ответы или воспроизведение уже известной информации.
Однако у педагогов нет возможности общаться с детьми индивидуально или в маленьких группах, обсуждать с ними идеи, связанные с их играми, побуждать высказываться в течение всего дня в разных ситуациях.
- Дети практически не рассуждают, не придумывают, не решают творческих задач по своему замыслу.
Этому есть очевидная и бесспорная причина – большое количество детей в группах. Но есть и другая (и с этим согласны и сами педагоги) – отсутствие навыков и незнание современных педагогических технологий, работающих на развитие речи и мышления детей.
Как можно повысить качество образовательной среды в детских садах
В 2016 году начался проект по оценке и повышению качества образовательной среды в дошкольных организациях Москвы. Отправной точкой стало исследование детских садов. Эксперты АНО ИПОП «Эврика» «в полях» наблюдали, как обустроены группы, режим дня, как проходят занятия и как педагоги общаются с детьми.
Обсуждение с педагогами выявленных проблемных зон показало большую потребность в обучении новым подходам и технологиям, и еще больший запрос – на прояснение и формирование новых ценностных оснований профессиональной деятельности. Ведь изменение характера взаимодействия требует изменения ценностных установок.
1. Изменение ценностных установок
Взрослый перестает быть надсмотрщиком и транслятором знаний и дает возможность ребенку стать активным участником и субъектом образовательного процесса, поддерживая его инициативу и создавая условия для ее возникновения.
Так появилась идея создать курсы повышения квалификации нового формата. В традиционных форматах – лекции, семинары, дистанционное обучение – невозможно ни развить практические навыки, ни создать условия, которые бы моделировали развивающий характер взаимодействия.
Мы учим педагогов работать событийно, уважать и развивать инициативу детей. Мы ожидаем от воспитателей спонтанности и гибкости.
Поэтому мы не можем просто посадить их за парты и прочитать на эту тему лекцию. Это те вещи, о которых недостаточно прочитать или услышать, это надо проживать на собственном опыте. Значит, обучение педагогов нужно строить в тренинговом формате.
2. Тренинговый формат
Для этого используются специальные игры, упражнения и тренировочные техники, создавая в учебных группах атмосферу поддержки и доверия, раз за разом обращая педагогов к своему опыту, идеям, переживаниям, страхам, сомнениям – словом, к собственной личности.
Такая программа обучения была нами создана и реализована в 2017/2018 учебном году. Содержательно она охватила все проблемные сферы, выявленные в ходе экспертизы:
- взаимодействие педагога и ребенка,
- технологии развития речи и мышления,
- обустройство предметно-пространственной среды,
- работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Дополнительные модули, посвященные управленческим вопросам, были созданы для старших воспитателей. Но поскольку мы решили в обучении ориентироваться на людей в отдельности и на групповые процессы, в разных учебных группах каждая из этих тем раскрывалась по-новому.
Тренинговый модуль длился два дня, всего их было девять.
Навыки и технологии из учебного зала сразу же апробировались в реальной практике. Между модулями-погружениями проходили регулярные супервизионные встречи.
На них обсуждался этот новый опыт участников, вопросы и наблюдения воспитателей. Эксперты давали обратную связь, поддерживали интересные идеи и решения педагогов.
Обратная связь в конце года была очень позитивной. Участие в программе обучения было интересным, а полученные знания, по мнению педагогов, в высокой степени применимы на практике. Тренинговый формат более эффективен, чем традиционные лекции и семинары, и наиболее ценными являются именно практические занятия.
3. Обмен опытом
Также педагоги отметили ценность общения с коллегами из разных корпусов и комплексов, обмена опытом на очных встречах и в виртуальном пространстве.
Контрольная экспертиза детских садов объективно подтвердила положительные изменения:
- Большая работа была проведена по обустройству предметно-пространственной среды.
- В группах появились фотографии и детские работы (по замыслу, а не по образцу), материалы, сделанные руками детей.
- Открылись спальни.
- Некоторые группы были оборудованы подиумами и трансформируемой мебелью, что позволило существенно увеличить доступное детям пространство.
По словам самих педагогов, «двигать мебель проще, чем менять сознание». Тем не менее многие педагоги начали успешно использовать в своей работе полученные навыки ведения диалога и обсуждений с детьми, создания условий для самовыражения, проявления «голоса ребенка».
Когда в работе с детьми впервые появились проблемные задачи и обсуждения детских идей, педагоги заметили, что детям сложно придумывать, фантазировать, рассуждать, поскольку при привычных формах взаимодействия и проведения занятий у них просто не было в этом необходимости.
Но дети быстро всему учатся, а более содержательное и включенное общение с детьми интересно и важно не только детям, но и взрослым. Это ресурс для эмоционального заряда и профессионального творчества, мощная мотивация на дальнейшее развитие и самообразование.
Команда экспертов проекта
Шадрина Наталья Максимовна – заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”».
Сухих Вера Леонидовна – куратор проекта, психолог, сертифицированный тренер, эксперт.
Сазонова Татьяна Сергеевна – психолог в образовании, эксперт, специалист по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Кислицина Анастасия Викторовна – психолог, воспитатель инновационной площадки, эксперт.
Морозова Татьяна Витальевна – специалист по созданию детских развивающих пространств, автор проекта «Мастерская „Дерево для детей“», кандидат психологических наук, эксперт.
Симбирцева Дария Андреевна – психолог, сертифицированный тренер, эксперт.