Воспитание // Комментарий эксперта

«Продолжать работать и жить, не давать страху победить себя и учеников»

Доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Анна Плисецкая – о том, можно ли предотвратить угрозу и что может сделать для этого педагог.

На самом деле, если подросток или молодой человек вот так берет и расстреливает людей, значит, что-то перемкнуло в его голове, какая-то зловещая «химия» сработала. Почему? Можно ли это было предотвратить?

Ясно, что причина – некая зияющая пустота в душе, некий сдвиг, потеря ориентиров. Виной ли тому неустойчивая психика, перенесенная в детстве травма или душевная неразвитость – сказать непросто.

Самое страшное, что все предусмотреть тут вряд ли получится: один из ребят, устроивших перестрелку в школе «Колумбайн» в 1999 году, лечился от депрессии, и, по одной из версий, именно таблетки от депрессии и могли вызвать этот приступ агрессии.

Это некая черная дыра, и задача родителей, педагогов, психологов, просто родных и близких – попытаться вовремя ее заметить и залатать. Но это не всегда возможно: человек – тонкое существо, и резьбу может сорвать в любой момент.

Что делать в такой ситуации педагогу? Прежде всего – не опускать руки, не впадать в отчаяние, продолжать работать и жить, не давать страху победить себя и учеников.

Есть ли какой-то алгоритм поведения для педагога, который гарантирует, что наученный им студент так никогда не поступит? Боюсь, что нет. Но он может вместе с кураторами и психологами (их помощь необходима!) наблюдать, смотреть, говорить с ребятами, не принижая, не понукая их, а стараясь понять.

Это может не спасти, особенно если у кого-то из студентов окажутся серьезные психические проблемы, но по крайней мере преподаватель попытается восполнить пустоту, увлечь своим предметом, дать студентам альтернативу, сделать то, что в его силах.

Алина Зражаева



Новости





























































Поделиться