Без рубрики // Колонка

Об опасности безопасности

Безопасность в школе – тема не такая уж и давняя. Бесланская трагедия (2004 год) стала ее триггером, а там подключилась и экономика: расходы на рамки, турникеты, камеры, охранные услуги – производители и поставщики радуются, статьи школьного бюджета не выдерживают, подключается «внебюджетка», то есть родительский кошелек.

Об опасности безопасности

Учредитель каждый месяц выпускает очередной приказ об усилении безопасности... Но безопаснее не становится. Сначала родителей тревожило – не проникнет ли кто чужой в здание школы, и за этой тревогой они не успели заметить, как уже их самих не пускают дальше турникета... Потом из школы перестали выпускать детей, и те начали выходить через окна первых этажей. Но это никого не смутило – взрослые с прежним упорством продолжали заботиться о детской безопасности. И вот по прошествии четырнадцати лет с ужасного 1 сентября детей начинают защищать с новым энтузиазмом, но уже от них самих.

А знает ли читатель, как проверяют школу «на соответствие требованиям безопасности и профилактики девиантного поведения»? По папкам, и чем они толще, тем лучше. Так, приказ учредителя по проверке – внимание! – эффективности профилактической работы с «отклоняющимся» поведением насчитывает 15 пунктов, каждый из которых автоматически подразумевает «красивую папку».

В подготовке этих документов занято довольно много школьных взрослых: замдиректора по воспитательной работе, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, те – в свою очередь – аккумулируют энергию учителей-предметников.

Результативность работы измеряется протоколами всяческих заседаний, аналитическими справками, договорами и планами работ с городскими службами. К тому же последнюю пару лет школы охватила еще одна добровольно-принудительная инициатива – школьные службы медиации, эффективность которых измеряют точно так же – по формализованным «папочно-бумажным» осадкам.

Насколько такая безопасность безопасна? Вопрос риторический, ибо энергия взрослых, как в черную дыру, уходит на защиту от системы контроля и надзора. А должна идти на взаимодействие с детьми и родителями.

Школа здорового человека устроена принципиально иначе. В фокусе ее внимания находится ребенок.

Что это значит? Помыслы взрослых настроены на внимание к динамике детских успехов и неуспехов в образовательно-социальной жизни школы: взрослые (от директора до уборщицы) радуются, если в школе обсуждают: «А Иван-то решает уравнение, сам, представляете, са-а-ам...» – и удивляются, если этот условный Ванька умудрился разбить стеклопакет...

И это не опечатка: удивление – это реакция здорового взрослого: чтобы разбить стеклопакет, нужна определенная физика – и поэтому физики на уроке обсуждают особенности приложения сил или исследуют взломанный детьми за день до этого вполне работающий огнетушитель... А психолог и социальный педагог – что же делают они? Они вместе с ребенком интегрируют детское действие с детским сознанием... Грамотная помощь в интеграции – самый важный такт в работе профессионалов.

Грамотность выражается всего в двух вещах: во-первых, это действие честное, в нем нет пресуппозиции наказания – никто не стоит над ребенком и взрослым с требованиями сатисфакции (ее, как мы увидим, не последует вовсе); во-вторых, процесс этот рефлексивный – ребенок, находясь в безопасности, искренне старается восстановить, какие его действия к какому результату привели.

Специалист рисует (в прямом смысле слова – после разговора остается рисунок) пресловутому Ванечке с его же слов ту картинку, которую ребенок пока не может осознать в силу особенностей нейрофизиологии. По сути, до 14–15 лет каждый ребенок в разной степени нуждается в этой интеграционной помощи извне. Если он ее не получал, то в возрасте вручения ему паспорта он не очень сильно будет отличаться от пятилетнего ребенка, который искренне считает, что это не он своего соратника по песочнице ударил лопаткой, а его рука: это про них в сети будут говорить «отморозки».

А меры, спросите вы, какие меры после разбитого окна или вскрытого огнетушителя ждут виновника торжества? Меры простые: ребенок понимает, что он нанес ущерб и его нужно возместить, вместе с тьютором или самостоятельно он составляет план своих действий: обмерить окно, узнать цены в городе на стеклопакеты, договориться с фирмой, которая заменит эту часть окна, договориться со взрослыми – семьей и школой – о том, кто и как будет оплачивать эту работу. Рутинный, скучный и доброжелательный процесс, но он вполне настоящий, прокладывающий новые нейронные связи в голове подростка и потенциальную ответственность в его душе.

Стоит ли говорить, что выговоры, заседания, протоколы, публичные порки и тому подобная работа избыточна – и, по большому счету, бессмысленна? Ведь она по природе своей восходит к идее детерминантного поведения «стимул-реакция» (стимул, стило – заостренная палочка, которой не только писали на вощеных дощечках, но и мотивировали нерадивых исполнителей).

Но, во-первых, этот поведенческий принцип считался эффективным очень недолго, во-вторых, исключительно в специфических, если не сказать пенитенциарных, человеческих отношениях, и имя этому принципу – дрессировка. В этой модели отношений заседающие учителя сами ничем не отличаются от девиантных подростков: и тех и других вынуждают действовать не осознанный выбор, а внешние обстоятельства.

Противопоставить пачкам бумаг можно искреннюю эмоцию, честную способность поставить себя на место ребенка, способность обернуть ситуацию в пользу и ребенку, и взрослому, совершенствование коммуникации между семьей, учителем и ребенком. Это возможно, если в школе работают и учатся свободные люди, от которых зависит принятие решений, чья позиция ценится в выстраивании логики образовательного процесса, над которыми не висит дамоклов меч административного давления.

Дилемма – документы для проверяющих или ребенок – неотступно преследует все школы без исключения, и чем «стабильнее» школа, тем в большую зону риска она попадает: в игре за безопасность начинает чиновник и пока выигрывает, а школа теряет себя и детей.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться