Без рубрики // Колонка

Готовы ли учителя и родители свободно ориентироваться в интернете, чтобы управлять детским общением и формировать нормы морали?


Готовы ли учителя и родители свободно ориентироваться в интернете, чтобы управлять детским общением и формировать нормы морали?
Фото: kidsvisitor.com

Мир меняется с неведомой ранее скоростью, и темп нарастает. А успевает ли за этими изменениями школьная программа? Например, в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» нет раздела о безопасном поведении в сети Интернет: при использовании электронной почты, при посещении социальных сетей, при работе с учетными записями, при операциях в интернет-банкинге и т.д. и т.п.

Учительница математики в 9-м классе, познакомившись с «контингентом», поняла, что предстоит немалый труд. Входной контроль показал, что оценку выше «удовлетворительной» ни одна работа не заслуживает. Ребята бὸльшей частью немотивированные, слабо подготовленные, но при этом задиристые и «колючие». Но были среди них ученики старательные и желающие учиться. Особенно выделялся один мальчик – худенький, довольно скромно одетый, с испуганными бегающими глазами. На фоне класса уровень его знаний казался высоким. После работы он подошел к учителю и попросил отметку в журнал не ставить, уверенно заявив: «Три – это не мой уровень». Учительница обещала этого не делать. Однако через несколько дней – уже за другую работу – отметка «3» появилась в журнале напротив фамилии мальчика (назовем его Сергей).

Надо заметить, что учительница создала в социальной сети "ВКонтакте" группу класса, где выкладывала файлы с дополнительными материалами, справочники и полезные ссылки. Около 22.00 в ее личные сообщения пришло письмо, где автор (никнейм был, очевидно, не настоящим), представившись одним из учеников класса (пусть в нашем рассказе он будет Андреем), начал писать всевозможные гадости. Учительница сначала возмущенно отреагировала в личном сообщении, а затем задала вопрос в группе: правда ли Андрей способен вести себя таким образом.

Одноклассники разбились на две группы: одни категорически отрицали такую возможность, вторых забавляла ситуация. Вскоре в личные сообщения посыпались десятки сообщений с оскорблениями в адрес учительницы с неизвестных аккаунтов, это было неприятно, и то, что она не реагировала, никак не помогало: сообщения сыпались, как лавина.

Успокоившись и проанализировав ситуацию (аккаунты авторов не были закрытыми), учительница вывела ряд закономерностей: все аккаунты принадлежат ребятам 14–16 лет; практически все имеют ненастоящие имена и фотографии; все играют в одну и ту же сетевую игру и болеют за одну и ту же футбольную команду (это, кстати, помогло вскоре найти зачинщика). В группе был задан вопрос, кто из ребят играет в эту игру и при этом болеет за указанный футбольный клуб. Сразу несколько ребят написали, что это точно Сергей. Учительница написала Сергею, что уверена, что это он и что завтра ситуация будет разбираться в школе, потому что такое поведение недопустимо. На что мальчик с вызовом ответил, что это еще надо доказать.

В результате школьного расследования оказалось, что подобный эпизод с участием Сергея уже был: в 7-м классе ему так же была поставлена в электронный журнал неудовлетворительная оценка географии, и с нескольких адресов одноклассников учителю пришли сообщения с угрозами и оскорблениями. Оказалось, что большинство ребят хранили свои учетные данные на листочках в открытом доступе и Сергей воспользовался ими, чтобы «повлиять» на учителя. Но на этом история не заканчивается. Дочери учителя математики во "ВКонтакте" стали приходить сообщения с просьбами сообщить адрес и телефон от неизвестных людей. Дочь показала сообщения матери, после чего аккаунт девочки было решено закрыть, чтобы оградить ее от потенциальной угрозы. Оказалось, что это «друзья» Сергея по сетевой игре решили «помочь» другу.

...По заявлению учительницы математики был собран совет с участием директора, психологов, специалиста по безопасности, родителей Сергея. Родители извинились за поведение сына, но что делать, не знал никто. Оставлять ситуацию без реакции было нельзя: весь класс, да что уж там – вся школа замерла в ожидании. Учительница настаивала на том, что работать в классе, где учится Сергей, она не сможет: мальчик не признавал своей вины и вел себя вызывающе. Сергея поставили на внутришкольный учет; и с ним, и с классом, и с мальчиком, и с учителем работали психологи – постепенно конфликт был исчерпан. Даже в сети некоторые виртуальные друзья Сергея принесли учительнице извинения.

С учениками необходимо говорить о безопасности в сети, об ответственном отношении к личной информации в ней, о том, каким образом защитить свой акккаунт от взлома. Ученикам старших классов нужно знать, что оскорбление в сети – это нарушение закона, за которое может последовать наказание.

Администрация школы должна была выработать регламент поведения учителя в сети и предусмотреть меры по защите коллег, их чести и достоинства. Нужно работать с родителями, которые не задумываются о том, что их дети не только подвергаются опасности в сети Интернет, но и могут сами стать агрессорами. В соответствии с решениями состоявшихся 14 марта 2014 года парламентских слушаний на тему «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» на эту тему 30 октября 2017 года во всех школах России был проведен Единый урок. Думаю, что одного урока мало. Но он показал, что тема актуальна и требует к себе внимания именно в школе.

Школьный буллинг (травля) – ситуация, описанная во многих литературных произведениях – «Чучело» В. Железнякова или «Вверх по лестнице, вед-щей вниз» Б. Кауфман. Это яркое проявление конфликта. Но всегда ли конфликт – это плохо?

Конфликт как точка роста рассматривается и психологами, и экономистами. И новые формы общения сегодня формируются вместе с регламентами поведения.

Появилось новое явление – кибербуллинг.

Готовы ли учителя, школа, родители свободно ориентироваться в сети, чтобы управлять детским общением, формировать нормы морали? Готовим ли мы детей к жизни, где виртуальный мир тесно переплетается с реальным?

Во всем мире озабочены тем, что подрастающее поколение порой владеет современными технологиями лучше старшего поколения. Социальная программа, когда старший всегда знал и умел больше младшего, перестает работать. И речь не только об информационных технологиях. Подростки лучше многих моих ровесников владеют английским языком, они могут довольно быстро найти в сети и научиться делать то, что еще не умеют. У новых поколений меньше табу и ограничений, они внутренне более свободны. Но мы знаем, что гражданская свобода предполагает ответственность. В ее фундаменте – совесть, не подверженная влиянию никаких технологических или социальных новаций.

Как бы в стремлении угнаться за изменениями в мире нам не забыть о ней. Каково-то ей живется в душах наших «продвинутых юзеров»?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube