В выявленном факте существования так называемой «подпольной школы» в Саратове, где дети занимаются по вальдорфской системе, как в капле воды отразилась неспособность юридического покрытия и регулирования всего разнообразия вновь произрастающих взаимоотношений в обществе, в том числе – в образовательных взаимоотношениях взрослых и взрослых, взрослых и детей.
Отреагировали многие – ряд СМИ, уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области, теперь будет реагировать и прокуратура.
Владелец частного недостроенного особняка утверждает, что это дети его друзей, они находятся на семейном обучении, а их родители платят репетиторам.
В факте существования какого-то места, где пребывают какие-то дети и они там чем-то занимаются, не может быть ничего ни удивительного, ни противозаконного. Могут они находиться в каком-то доме с ведома родителей? Могут. Могут ли они, в соответствии с законом, по решению родителей находиться на семейной форме получения образования? Могут. Могут ли привлекаться учителя-репетиторы с любыми незапрещенными методиками? Конечно.
Представим себе ситуацию: некая тетя Таня собрала Колю (положим, своего сына), Машу и Петю. И пригласила учителя. В квартире, гораздо больше не похожей на подобие школы, нежели отдельно стоящий дом. Родители платят этому учителю. Это тоже будет подпольной школой? Не похоже. И где в ФЗ «Об образовании» есть ограничения количественные и территориальные на подобные занятия? Я не нашел.
Но в указанном случае мы сталкиваемся с банально-бытовым «вытеснением» нового и непривычного в сторону «старого доброго» привычного, вынесенного всеми взрослыми еще из своего детства: дети должны ходить в школу.
Старые привычки и личный опыт, школа Яна Коменского и государственный контроль – это достаточно мощный коктейль, чтобы им пренебрегать в подобных случаях. Поэтому, войдя в раж, «государевы люди» способны причинить массу проблем всем в том самом доме – и владельцу, и родителям детей, и приходившим туда учителям.
Отсюда я делаю вывод: все стоит записывать на бумаге между взрослыми, даже физическими лицами, а педагогам – правильно оформлять свой статус индивидуальной педагогической деятельности.
И пусть расцветает, как говорил один политический деятель в свое время в другой стране, сто цветов. Разнообразной педагогики – в том числе.