Играем на одном поле
Можно обратить внимание на форсайт-сессии, конференции (например, «Эврика»), экспертные площадки и проектировать развитие системы образования на основе мнений профессионального сообщества. Однако стоит посмотреть на ту альтернативную образовательную реальность, которая выстраивается рядом с «традиционным» образованием.
Она появляется благодаря родителям, в полной мере осознавшим свою ответственность за образование детей и взявшим в свои руки управление им. Особенно ярко (но не ограничиваясь) это проявляется в сегменте семейного образования, где сейчас растет количество школ, клубов, объединений и иных форм организации сообщества. Даже среди тех родителей, что не решаются вывести детей из школы, достаточно таких, которые сочувствуют и интересуются семейным образованием как «инкубатором» новых, а также уже зарекомендовавших себя, но мало применяемых в массовой школе образовательных идей, моделей, методик и технологий: методика Ш. Мейсон, «Тривиум», школа-парк, гуманная педагогика Ш. Амонашвили, проектный метод и др.
Вариативность практик позволяет увидеть образование с разных сторон и выбрать то, что ближе. И дело не в доказательствах эффективности или результатах экзаменов, а в том, что каждый может найти свой путь, выбирая то, что нужно конкретному человеку, конкретной семье.
В организованном нами небольшом семейном клубе в Томске есть дети, посещающие и обычную школу. Родители считают клуб местом, где ребенок имеет шанс лучше узнать себя, понять свои интересы; выступления с проектами, темы которых дети выбирают самостоятельно, дают уверенность в себе. Школа не предоставляет, по их мнению, подобных возможностей, и семья ведет поиски в области семейного образования.
Можно утверждать, что семейное образование развивается сейчас как новая образовательная практика. И в этой практике особое место занимает роль обучающего родителя. Мы можем видеть, что родительство связано со многими понятиями, которые появились в информационном поле недавно. Об этом говорят российские и иностранные исследователи семьи. Интенсивное материнство, осознанное, научное, естественное родительство и множество других смысловых корреляций возникают в связи с родительством.
Современная социокультурная ситуация показывает, что общество стало менее монолитным, семья как явление становится более разнородным и подвижным образованием. Это требует новых подходов, в том числе связанных с организацией образования детей.
Возможности родителя, обустраивающего образование для своего ребенка, в чем-то шире возможностей учителя в силу особой включенности родителей в образование детей, их личной заинтересованности в процессе и особой близости к ребенку. Наличие времени, опыта общения со своим ребенком, внимание к его интересам, возможности изменения среды, эмоциональная близость также позволяют многим родителям выстроить особое образовательное пространство.
Для родителей же свобода выбора методов обучения и педагогического творчества способствует самореализации. Возможности, присутствующие на современном этапе развития общества (информационные, технологические, материальные, социальные и т.д.), позволяют этой неструктурированной, а потому мобильной, практике быстро реагировать на вызовы, которые встают перед родителями.
Кажется закономерным, что и тьюторское сообщество включается в работу с сообществом родителей, ведь смыслы, цели и ценности очень схожи. Сообщества семейного образования приглашают экспертов-тьюторов для обсуждения подходов к семейному образованию с точки зрения индивидуализации. Очень популярны выступления Татьяны Михайловны Ковалевой и Юлии Александровны Изотовой.
Можно прогнозировать рост обращений к тьюторскому сообществу. Профессиональная помощь востребована из-за сложности содержания позиции обучающего родителя.
Каким же образом строится работа тьютора с родителем?
Для нас важно понимать, что тьюторское сопровождение выстраивается, во-первых, как посредничество (в понимании концепции Б.Д. Эльконина).
Во-вторых, как оспосабливание – то есть поиск и приобретение новых способов для освоения функций и прохождения этапов выстраивания образования для ребенка.
И в-третьих, как собственно передача тьюторского инструментария к применению родителем.
Тьютор начинает работать с фиксации ситуации перехода (например, из школы на семейное образование) и осмысления предыдущих проб в попытках самостоятельной организации образования в семье. Действия тьютора должны быть направлены на превращение прошлого опыта в опору для выстраивания новой логики взаимодействия родителя и ребенка. Несмотря на то что закладывается новая точка отсчета, тьютор не может начинать сопровождение с чистого листа – его задача найти в прошлых действиях сопровождаемого родителя нити, которые протянутся через настоящее в будущее, разворачивая карту намерений, целей, надежд и пожеланий. В пробах, совершаемых родителем самостоятельно, настоящие установки прорисовываются ярче всего – гораздо больше, нежели в словах. Обсуждая прошлый опыт, через вопросы и акценты тьютор может проявить для самого родителя его ценности и цели, «отразить» их ему.
Родители, осуществляющие перевод своего ребенка из школы на семейное образование, в поиске методов и средств обучения зачастую начинают копировать либо других родителей, у которых «сработало», либо признанных консультантов по семейному образованию. Беда копирования в том, что такое действие не принимает во внимание ребенка. Вот родительская цитата из реальной практики сопровождения: «Мой ребенок не подходит для этой методики». Как видим, ребенок ставится в положение «претерпевающего» воздействие методики и «неподходящего» для нее – он объект.
В работе тьютора с родителем важно преодолеть копирование чужих методик, мыслей и действий и превратить их в опору собственного действия родителя. Невозможно совсем отказаться от использования приемов обучения, планирования, контроля и др., однако важно, чтобы пользующийся ими родитель понимал суть приема, его ограничения, цели и задачи, а также мог предположить, насколько тот подходит. Затем, осуществляя пробное действие по применению найденных и отобранных приемов, методов и техник (возможно, не напрямую семьей, а нанятым специалистом), мама или папа могут анализировать воздействие нового образовательного элемента на ребенка и семью в целом.
Задача тьютора – помощь как в освоении элементов, так и в анализе их применения.
Однако главным результатом этой работы может быть порождение родителем своего подхода, метода – человек становится автором новых отношений «ребенок–родитель» в образовании. Таким образом, выстраивается образовательная стратегия семьи, порождаемая во взаимодействии участников образования: формируется поле действия – семейная образовательная система.
Конечно же, многие способны самостоятельно организовать эффективное, успешное семейное образование, и не всем необходимо сопровождение тьютора. Но, если возникают затруднения или растерянность, тьютор может стать «профессионально-близкой» фигурой для семьи. В практике семейного образования встречаются интуитивные и сознательные попытки работы, например, с расширением образовательного пространства, индивидуализацией, делается акцент на ответственный выбор ребенка, построение индивидуального пути в образовании. Поэтому тьюторское сообщество должно быть готово к разным форматам сотрудничества с родителями. Лекции, вебинары и семинары, мастер-классы и воркшопы – для тех, кто способен сам активно работать над образовательной программой совместно с ребенком, но кому необходима опора на профессиональное мнение. Индивидуальное консультирование и сопровождение – для ситуаций, когда профессиональная позиция при построении индивидуальной образовательной программы обязательна.
Наверное, нельзя планировать, что сотрудничество тьюторов и родителей на общем поле способно вырастить новую систему образования, однако оно может дать «другой» опыт работы семьи и профессиональных педагогов в одной команде, где участники подлинно поддерживают друг друга и ответственно делают свое дело.