Только-только выпустили номер "Вестей образования", посвященный «цифре» в школе, еще продолжают поступать отклики на него, еще не утихли споры вокруг некоторых статей, а уже нужно садиться за клавиатуру и писать следующий материал. Почему? Потому что в момент подписания номера "Вестей образования" в печать, точнее в интернет, Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало за номером 48226 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №816 от 23 августа 2017 года «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ пришел на смену зачитанному до дыр приказу Минобрнауки России №2 от 09.02.2014 года. Зачем это произошло и что нового принес с собой документ для образовательных организаций?
Приказ был издан во исполнение сводного плана приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Паспорт проекта можно прочитать здесь. Сам приоритетный проект выходит на стадию активной реализации: проведены конкурсы и определены победители для реализации проекта в части профессионального образования. Принято решение о включении в приоритетный проект всех уровней профессионального образования и уровня общего образования, причем общее образование будет представлено в проекте не только материалами российской электронной школы (РЭШ), но и другими курсами для школьников. Также министерство заключило соглашение с Правительством Москвы об интеграции Московской электронной школы (МЭШ) и РЭШ. И вот, как результат активной работы, вышел обновленный Порядок... Какие же новшества он таит в себе для организаций?
Во-первых, как и предыдущий, он касается всех учреждений образования, в том числе и учреждений дополнительного образования. А это означает, что он создает возможности для дистанционного обучения в рамках кружковой работы.
Во-вторых, первые пункты повторяют законодательную рамку прошлого приказа, не тая никаких подвохов. Обратим внимание на исполнение пункта 5 нового Порядка и формулировки, которые в нем применяются. Все пункты начинаются со слов "организации самостоятельно определяют, организации обеспечивают" и т.д. Это означает, что если вы в своей организации будете применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, то все разделы пункта 5 должны быть отражены у вас в локальных нормативных актах, с указанием конкретных механизмов их исполнения. Это важно, поскольку потребует обновления локальной нормативной документации в организациях, и, скорее всего, будет предметом проверок надзорных органов. Важной является возможность отсутствия аудиторных занятий, а также самостоятельное определение организациями соотношения непосредственного контакта обучающихся и педагогов, в том числе и с применением ЭО и ДОТ.
В-третьих, стоит обратить внимание на пункт 6. Помимо создания условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, которая должна быть описана внутренними нормативными актами, но может состоять из различных модулей, подсистем и информационных систем различного назначения, необходимо будет обеспечить идентификацию личности обучаемого и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
Здесь хотелось бы остановиться подробнее.
Идентификация личности обучающегося может осуществляться несколькими способами. В обычной традиционной форме сотрудник образовательной организации идентифицирует сдающего при помощи документа, удостоверяющего личность (паспорт) и/или зачетная книжка. Но для организаций дополнительного образования и для организаций общего образования такой способ не совсем подходит, поскольку у обучаемых еще нет паспортов с фотографиями. Поэтому в локальных документах должны быть прописаны другие способы идентификации. Как пример, может служить сверка с фотографией из электронного дневника, с оформлением соответствующего документа. При электронном обучении распространен механизм видеозаписи контрольных мероприятий, аналогичный применяемому на ЕГЭ, с созданием скриншотов (снимков экрана), которые вкладываются в личное дело как подтверждение сдачи контрольного мероприятия. Я рекомендую всегда делать такие скриншоты, на которых будет видна дата сдачи мероприятия, время, а также момент идентификации – например, окно вебинара на экране с лицом сдающего экзамен должно быть рядом с его фотографией из электронного дневника. Еще я мог бы порекомендовать использование специальных сервисов для «прокторинга» (Proctoredu или аналогичных) – именно так называется процедура контроля за сдачей контрольного мероприятия с идентификацией личности.
В-четвертых, интересными выглядят пункты 7 и 8 рассматриваемого порядка. Пункт 7 вводит новое понятие онлайн-курса, которое отсутствует в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», но уже очень прочно вошло в нашу обыденную жизнь в самых разных видах и проявлениях. Также пункт 8 регламентирует статус документа, которым должно заканчиваться обучение на онлайн-курсах. Правда документ выдается только после прохождения курса полностью и при условии наличия лицензии на образовательную деятельность у организации, которая такой курс реализует. Часто слушатели не заканчивают обучение на онлайн-курсах, но при этом достигают собственных образовательных целей, для которых эти курсы неплохо подходят. Правда, в таком варианте, слушатель не сможет рассчитывать на перезачет его результатов обучения на онлайн-курсах в его образовательной организации. Но если он прошел курс полностью, включая необходимые формы контроля, и получил документ, описанный в пункте 8, то организация, в которой он обучается, имеет право перезачесть ему результаты обучения. Стоит помнить, что механизмы перезачета определяются организацией самостоятельно и фиксируются в соответствующей локальной нормативно-правовой базе.
Пункт 9 рассматриваемого порядка не претерпел изменений, и так же говорит о необходимости соблюдения законодательства в области защиты персональных данных, цифровой подписи и гостайны.
В целом от документа остается хорошее впечатление.
С одной стороны, он частично приводит в соответствие с реализуемыми проектами нормативную базу федерального уровня.
С другой стороны, вводит требования по идентификации личности, что повлияет на саму возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Кроме того, придание статуса документу об окончании онлайн-курсов будет относиться к организациям, действующим в правовом поле нашей страны.
Что делать с документами международных платформ – таких, как Coursera – пока не совсем понятно. К перезачету их принимать не получится. Это создает интересные условия работы для российских образовательных организаций, которые предлагают свои онлайн-курсы и реализуют их на российских платформах – таких, как Универсариум, Лекториум, Российская электронная школа, Национальная платформа открытого образования – или на своих собственных платформах.
В условиях развития «Цифровой экономики» создание таких предпочтений на законодательном уровне выглядит очень своевременным и правильным шагом для поддержки своих методических школ в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Хотелось бы, чтобы образовательные организации разглядели новые возможности для своего развития и правильно ими воспользовались.