История, которая произошла в Кирове, производит двойственное впечатление. С одной стороны, первое желание – наказать так называемых родителей по полной программе, и тогда возникает идея, которая уже обсуждалась в Госдуме – приравнять нападение на учителя к нападению на полицейского. Либо ужесточить наказание за нападение на учителя – по аналогии с наказанием за нападение на врачей «Скорой помощи» (на эту тему принят специальный законопроект).
С другой стороны, все же хочется понять: что на самом деле произошло между учителем и ученицей в Кирове? Не берусь утверждать, каким был конфликт, но с сожалением констатирую, что наша российская школа становится все более бюрократической и все менее человеческой.
Виноваты в этом, конечно, не учителя – они сами - заложники системы: для того, чтобы поддерживать хотя бы более или менее достойный уровень заработной платы, педагоги в регионах вынуждены работать с большой перегрузкой. Это приводит к эмоциональному выгоранию. Кроме того, согласно международным исследованиям, наш учитель стал мировым рекордсменом по количеству времени, которое он затрачивает на разного рода бумажные процедуры.
Поэтому, думая об усилении ответственности тех, кто покушается на учителя, не менее важно продвигать идею живого образования, в центре которого находятся личности Учителя и Ученика. вместо образования мертвого, когда учитель и ученик превращаются в винтики определенного механизма, и связь между ними осуществляется чисто функционально, поскольку педагог больше озабочен составлением отчетов.
Если мы говорим о кировском случае как о единичном «казусе», то тогда следует вести речь об ужесточении наказания для тех, кто нападает на учителей. Если мы за этим фактом видим явление, то надо думать о том, как гуманизировать всю систему российского образования.
Напомню слова одного из героев фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Преступность в конце концов должна быть побеждена не ужесточением наказаний, а увеличением милосердия в обществе».