Я работаю в университетах или с университетами более 20 лет. Несколько лет подряд был членом предметной экзаменационной комиссии в вузе. Поэтому постоянно мне приходится консультировать знакомых на предмет поступления. Рекомендовать разные вузы и направления подготовки. После появления ЕГЭ процесс консультирования начал смещаться. Но не у всех. Часть родителей в конце 10-го класса начинают задумываться о месте поступления, чтобы выбрать, какие же предметы «вытягивать» в 11-м классе на ЕГЭ. Часть обращаются тогда, когда ЕГЭ уже сдан и выбора особого нет. Есть еще часть знакомых, которые приходят в 8-м классе, определяясь с выбором экзаменов на ОГЭ. Вы спросите, что я им советую? Я всем советую начать разговаривать со своими детьми. Зачем? Чтобы детей услышать! Но в большинстве случаев родители разговаривают, чтобы навязать свое мнение.
Чтобы было понятнее, приведу несколько обезличенных примеров.
Пример 1. Обратился знакомый с просьбой помочь 10-класснице определиться с местом обучения. Рассказывает про ребенка, какие оценки по каким предметам. Спрашиваю, можно ли поговорить с девочкой? Готов поговорить в присутствии родителей, могу отдельно. Соглашается. Приходят. Обычно задаю вполне жизненные вопросы про интересы, про хобби, про учебу. Говорим о том, какие книги читает ребенок. Ну можно сказать, что это облегченная профориентационная беседа, в течение которой хочется понять интересы ребенка. И вот что выясняется. Ребенку очень нравится частая смена деятельности, он не любит однообразной работы, любит видеть короткий результат, любит общаться с людьми, любит литературу.
Казалось бы, очевиден некий выбор жизненного пути, связанного с короткими проектами, а не с повседневной рутиной, причем с уклоном в журналистику, в сценарии, в режиссуру…
Рассказываю это родителям.
Кивают, соглашаются. Но после семейного совета девочка выбирает сдавать обществознание и поступает на экономическую специальность, потому что есть возможность устроить рядовым бухгалтером на «первичку» в региональную нефтяную компанию. А там сможет подняться по лестнице – значит, будет успешной!
На мой вопрос, а как же она поднимется, если математика ей не нравится, а вот литература, история идет как по маслу, мне сказали, что бухгалтер – это «кусок хлеба» и мы родительский долг на этом выполним, а не понравится – тогда пусть после окончания сама учится на кого хочет.
Пример 2. Работаю в университете. Запускаю студенческий проект. Надо подготовить рекламный текст для сайта. Долго не могу состыковать разные части информации и превратить в интересный материал.
Случайно выясняю, что один из секретарей деканата готов взяться за эту работу, поскольку еще в школе выигрывала конкурс начинающих журналистов. Девочка училась на 3-м курсе направления «Информационная безопасность». Спрашиваю, почему тут учишься, а не на журналистике? Ответ был очевиден – родители посчитали, что это направление перспективное, а журналистика – это хобби, никто же не запрещает быть журналистом в свободное время?
К этим примерам, точнее к родителям, у меня один вопрос – зачем?
Зачем вы отдаете ребенка на направление подготовки, которое ему не подходит? Зачем вы навязываете ребенку свое видение его будущего? Это же будущее именно его, а не ваше! Зачем вам человек, который четыре года отсидит в университете и не сможет работать по направлению подготовки?
На мой вопрос они отвечают, что делают все для своих детей и хотят как лучше. Вот эта (дальше можно вписывать любую специальность) такая неустойчивая, зарплаты нет, командировки на (любая точка на планете), работать надо по 24, а то и по 26 часов в сутки и т.д.
Не верите – задайте вопрос любому из своих друзей, у которого ребенок поступил в вуз или не поступил. Вы услышите именно это!
Но я тогда прошу детей выйти и задаю их родителям другие вопросы.
Вот давайте представим, что ваш ребенок вас послушался и пошел учиться по выбранному вами направлению подготовки. Учиться ему скучно, он не об этом мечтал. Хорошо если человек может себя заставить учиться без мотивации, а если нет? Тогда он начинает скатываться на «тройки» и «двойки». И тогда мы слышим крики родителей о том, что с детей столько в вузах требуют… Каждую сессию это происходит, до самого выпуска. Как директор института и как проректор очень часто это слышал. Но это не страшно. Даже не страшно, если ребенка отчислят. У него тогда начнется другая жизнь! Страшно, если он доучится и пойдет работать. Почему? Потому что основной навык и основное знание, которое дает университет – это критическое мышление и способы работы с информацией, в том числе с отраслевой информацией. Это способ задавать себе вопросы, искать и находить на них ответы. Если у ребенка есть мотивация к направлению подготовки, то он ищет, он «горит» своим выбором, он находит ресурсы и создает возможности. Он спорит с педагогами. Ему интересно черпать знания из самых разных источников, и он не упускает даже малейшей возможности сделать это. У него в голове зреют мысли о применении этих знаний на практике. Часто еще за время обучения такие люди уже проявляют себя в отрасли и становятся интересны будущему работодателю.
Но у нас другой случай. Ребенок идет на занятия, потому что надо! Мама с папой расстроятся, если я не пойду. Каждое утро это проблема – заставить себя встать и идти. Учить домашние задания? А может, можно скачать?! Скачал, а у него злой педагог не принимает скачанный реферат! Педагог плохой? А потом от него отказываются компании, вот не принимают выпускника вуза! Говорят, знаний нет, проявить себя не может, к работе не готов, а денег просит много? Это про вашего ребенка, готовьтесь!
Не верите?
Тогда подойдите к зеркалу и улыбнитесь!
Улыбнитесь и задайте себе вопрос, почему из трех стоматологов в поликлинике вы выбрали именно своего? Почитали отзывы и узнали, что он лучше всех лечит зубы, а вот тот, второй, делает плохо, все время перелечивать приходится. Ни разу с первого раза никому не сделал хорошо? Вы спросите у него, почему он пошел в стоматологи. Его наверняка мама с папой отправили, стоматологи – это не просто «кусок хлеба», он еще и «с икрой».
Не отошли от зеркала?
Посмотрите на свою прическу, она вам нравится? А почему вы выбрали этого парикмахера? Он лучше всех обращается с вашими волосами, прокрашивает их до корней, стрижет ровно. Ощущение, что он живет только вашей прической?! Спросите у него, почему он здесь работает. Ответ вас удивит – скорее всего, он хотел именно там работать и достиг совершенства. Ведь тех, кто работает, потому что надо, очень хорошо видно. Нет души в их работе. Скорость и техника может быть, а вот душу не вкладывают.
Или еще пример, в школу ходили? Наверняка ходили и детей туда водили, потому что надо. А вот учителя не все нравились? Конечно, не все.
Вот одни и формы занятий придумывают разные, и игры, и викторины, и дети горят на их занятиях, аж выпрыгивают из-за парт, так хочется себя проявить. А у других как – взяли книжку и читаем. Прочитали – ну-ка ответьте. Кто ответит – никто, давайте по журналу тогда выберу. Ответили – запишите домашнее задание.
Чувствуете разницу?
Во втором случае тоже, наверное, в институт учитель пошел, потому что учитель – это всегда кусок хлеба! И работает человек на своей работе всю жизнь. Почему? Потому что на это учился и где-то пригодился. Неужели вы хотите, чтобы ваш ребенок был таким «профессионалом»? Нет, конечно! Вам кажется, что он будет другим, что он полюбит ваш выбор в процессе учебы и будет вам благодарен! Но ключевое здесь – это ваш выбор!
Вы не одиноки!
Родители действительно хотят лучшего для своих детей, и вы тоже хотите! Поэтому в 8-м классе вы говорили, что ему обязательно надо сдать хорошо ОГЭ, иначе жизнь пойдет наперекосяк и он не попадет ни в какой 10-й класс. Более того, его не возьмут в колледж, потому что там сейчас очень высокие требования к поступающим! Вы этого не знали? Да именно так все и есть!
Почему потому что техника и оборудование становятся более серьезными и требуют от ребенка больших знаний, а еще потому, что через колледжи многие стараются попасть в университет, но уже сразу на второй курс! И именно они создают толпу в колледжах, что в принципе не плохо, плохо то, что после колледжа они не идут работать по специальности. А почему не идут – а потому что им надо в университет!
Но давайте задумаемся и посмотрим на наш мир, так ли всем надо в университет.
Вот сидит кассир-операционист в банке, он выполняет однотипную механическую работу, большую часть всех вычислений за него делает компьютер. Ведь это работа, для которой не нужно высшее образование, так почему же туда принимают только после вуза? Потому что так надо. Кому надо? Начальство считает, что после вуза выпускник обладает достаточной квалификацией, чтобы выполнять механическую работу и общаться с людьми. Потому что в колледжи раньше поступали те, кто не мог поступить никуда. Они шли в ПТУ и становились рабочими низкой квалификации.
Мы живем стереотипами старых времен! Нет уже однозначного соответствия между уровнем образования и выполняемой работой, но мы уверенно живем в иллюзиях, что есть. Вот выпускник вуза по экономике идет работать продавцом в салон связи, а вот выпускник технического направления работает в салоне бытовой техники консультантом, а вот…
Примеры можно продолжать.
Но ведь высшее образование – это про другое, про уровень знаний, который позволяет создавать новое: новые детали, новые предметы, новое оборудование, новые технологии, новые знания и новые образовательные системы!
Это уровень мышления: достаточный, чтобы разбираться в отрасли и трендах, достаточный, чтобы не бояться существующих ограничений при создании нового, достаточный, чтобы создавать идеи и воплощать их в жизнь. Но что нового может создать кассир-операционист или продавец сетевого магазина, или даже специалист по созданию сайтов? Но почему мы продолжаем учить этому в университетах? Потом что спрос есть, или, скорее, потому что так надо.
Зачем надо? Кому надо? Откуда повелось это надо?
В нашей недавней истории был период (лет 40–50 назад), когда все и за всех решала система госплана, и тогда связь уровня образования и уровня занимаемой позиции в рабочей иерархии была прямой. Будучи гением, без соответствующего образования ты не мог занять должность начальника отдела и тем более директора.
С другой стороны – если у тебя нет должности, значит, ты не можешь транслировать свою идею и не можешь ее реализовывать. В историю входят успешные примеры. На успешных примерах воспитывали наших родителей, они воспитывали нас. Все знали, что для директора завода обязательным является высшее профильное образование, и еще обязательно надо было быть партийным работником и членом профсоюза. У человека с высшим образованием было больше перспектив по трудоустройству, а еще это прибавка к зарплате даже на одинаковой должности. Потому и хотели родители, чтобы их дети уж точно выучились в университетах. Ведь это был действительно «кусок хлеба с маслом». Но сейчас мир изменился, а парадигма – нет. И бессмысленно показывать примеры Билла Гейтса или Стива Джобса, которые так и не окончили вуз, но создали тысячи рабочих мест для выпускников вузов и колледжей. У родителей есть свое мнение, которое они вложили в головы своих детей. И на ваш пример будет сказано – а сколько людей не смогли ничего создать, бросив университет? Вот именно на этом тезисе я и хотел бы остановиться!
Знаете, что в этом тезисе хорошего? Он показывает страх родителей, страх ошибки. Ведь все знают, как получается у тех, кто идет правильной дорогой, и никто не показывает, как бывает, если дорога неправильная.
Вот родители знают, что делать, если ребенок сдаст ОГЭ хорошо, он пойдет в 10-й класс, и еще два года можно за него не переживать!
А что будет, если ребенок сдаст ОГЭ плохо? Он не пойдет в 10-й класс? А что скажут люди? А что скажут учителя? А что скажут родные? Вопросов потом очень много. Но основная проблема – родители не знают, что будет! То же самое будет и после ЕГЭ – а что если баллов на хорошее направление не хватит? Пойти учиться туда, куда баллов хватит? А если никуда не хватит?! И вот здесь важно сказать: дорогие родители, посмотрите по сторонам. Вы видите, чтобы люди не работали? Нет, все люди работают, если, конечно, хотят работать! Кто-то стрижет волосы, кто-то красит машины, кто-то работает сварщиком, кто-то работает журналистом, а кто-то создает свое дело, работает и зарабатывает.
Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет только потому, что надо! Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет только потому, что мне кажется, что после университета он сможет больше зарабатывать! Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет, потому что без вуза он не найдет себя в жизни! Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет, а потом шел работать не по специальности! Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет, а потом занимался нелюбимым делом! Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет, а потом шел переучиваться на другую специальность! Я не хочу, чтобы мой ребенок поступал в университет, а потом жалел о четырех годах жизни, которые он потратил зря!
Хочу ли я, чтобы у моего ребенка было высшее образование? Да, хочу, но это должен быть его выбор, более того – это должен быть его осознанный выбор. Он должен понимать последствия этого выбора и нести ответственность за него. Что я для этого делаю или буду делать? Я задаю вопросы и слушаю ответы. К ответам снова задаю вопросы. Так может продолжаться долго. Пока мы точно не поймем, что я слышу правильно и понимаю правильно то, что мне пытаются сказать. Я готов помочь, если буду понимать, что мои усилия будут идти во благо. Я готов нанять репетитора, если ребенок приложил усилия для изучения предмета, но ему не хватает квалификации преподавателя в школе или преподаватель не горит предметом, ему не хватает разных точек зрения на предмет для полноценного усвоения, ему не хватает грамотного наставника в мире знаний. Но репетитора я не стану нанимать, если ребенок не пытается учить предмет, а сидит смотрит телевизор или играет в игры, если у него нет мотивации к изучению предмета, и для успокоения своей совести, что я сделал все что мог, чтобы ребенок сдал ОГЭ/ЕГЭ хорошо. Я поддержу выбор ребенка, если он выберет рабочую специальность в колледже, чтобы глубже окунуться в профессию.
Я поддержу его выбор, если он сможет мне ответить на вопрос, зачем ему идти именно такой дорогой и зачем ему именно такой результат.
Я уверен, что наша жизнь очень коротка, чтобы бессмысленно тратить время вначале на 11-летнюю школу, которая больше учит подчиняться требованиям, чем мотивирует к получению знаний, а потом еще четыре года тратить на получение высшего образования по выбору родителей, а не самого ребенка.
Я уверен, что любимое хобби надо превращать в работу, и лучше потратить время на поиск любимого хобби, чем выполнять нелюбимую работу.
Я уверен, что я не перестану любить ребенка, даже если он будет сотни раз ошибаться, и буду поддерживать в каждом его новом шаге, каким бы он ни был – смена работы или запуск нового бизнеса!
Я буду радоваться его удачам и вместе с ним разбирать его провалы!
А еще я буду помогать ему делать выводы из провалов и продолжать поиски своей дороги.