Премия присуждается педагогу с прогрессивными взглядами, активной жизненной позицией, при этом не забывающему об учениках и собственном развитии. Наталия Киселева преподает в гимназии № 1409, кроме этого занимается развитием проекта «Равенство возможностей» в «Рыбаков Фонде». Она вошла в ТОП-50 финалистов первого отборочного тура Global Teacher Prize. Наталия рассказала «ВО» о том, как стала участницей конкурса, с какими проблемами сталкивается педагог и как увлечь детей математикой.
– Первый и самый банальный вопрос: как Вы начали свою карьеру и почему стали преподавать математику? Она нравилась Вам со школы?
– Я закончила школу в Мурманской области и осталась в ней в должности старшей вожатой. Через год поступила в Герценовский университет в Санкт-Петербурге, а по окончании вернулась в свой город учителем. Я заканчивала физико-математический класс. Математика нравилась мне всегда, но я долго думала, кем мне быть: математиком или историком. Это очень сложный выбор. Проблема осознанного выбора всегда стоит перед ребёнком. С самоопределением помог отец: «Дочь, что-то в жизни должно быть профессией, а что-то – хобби. Сможет ли математика стать твоим хобби?». И я сделала свой выбор.
– Как Вы узнали о Global Teacher Prize?
– Случайно. В этой жизни все происходит случайно. Однажды передо мной вдруг возник этот сайт. Это было где-то полтора года назад. Я впервые посмотрела на него и подумала, что история очень интересная, но пока я к ней не готова. Потом, спустя какое-то время, уже во время работы в «Рыбаков Фонде», вдруг вновь возник Global Teacher Prize. Мы разрабатываем систему обучающих конкурсов для школ, педагогов и учащихся в рамках программы «Равенство возможностей». Конечно, чтобы придумать что-то интересное, современное и реально полезное мы изучаем всевозможные практики, механизмы. Вот так случайно наткнулись на эту премию. Я подумала, что двух совпадений не бывает. Если он попадается мне на глаза второй раз, значит, это – знак. Нужно уметь слушать знаки. Поэтому рискнули и решили подать. Решение было принято совместно с руководством Фонда.
– Почему Вам казалось, что раньше были не готовы, и как поняли, что настало время?
– Этот конкурсный отбор очень серьезный, здесь нужно быть не просто учителем, а своеобразным идеологом профессии, миссионером. Нужно понимать объем и ответственность. Это не конкурс про деньги, и не конкурс про славу. Очень серьезная и непростая работа. Global Teacher Prize – это миссионерская история, конкурс поддержки педагогической профессии, конкурс учителя, который готов нести идеи профессии всем, кто готов поддерживать учителей, быть для них амбассадором. Сейчас? Почувствовала, что нужно доверять своей интуиции, что могу и что есть, что сказать миру в поддержку профессии учителя, в поддержку развития школы и образования.
– Человек, который участвует в конкурсе, должен почувствовать, что готов стать неким примером для других преподавателей?
– Нет, не примером, проводником, вдохновителем что ли. Это человек, который готов говорить о профессии, о ее важности и сложности. В нашем обществе, стране, да и не только в нашей стране, очень неоднозначно отношение к профессии учителя. Зачастую считается, что труд учителя достаточно прост. Что там, собственно говоря: прийти и провести уроки? Я всегда говорю в ответ: «А Вы попробуйте, придите и проведите четыре, пять или шесть уроков подряд, когда перед вами каждые сорок пять минут новые двадцать пять – двадцать семь пар глаз, каждые из которых с разным настроением и темпераментом, с разными желаниями и ожиданиями, каждые требуют внимания к себе, за каждым стоят родители, которые надеются на индивидуальный подход учителя и понимание именно их самого талантливого и замечательного ребенка»! Когда выходишь с урока выжатый как лимон, и эмоционально тебе бывает действительно очень непросто. Об этом необходимо говорить обществу, о значимости профессии учителя. Важно поддерживать учителей – вопрос педагогического выгорания и, может быть, своеобразного буллинга в отношении учителей, к сожалению, всё более актуален. Я часто бываю в разных регионах, провожу тренинги для директоров школ и учителей, вижу ожидания и надежду в их глазах, вижу доверие. В такие моменты я поняла, что готова говорить об этом вместе с проектами Фонда и программой «Равенство возможностей». Во многом идея подачи заявки на конкурс не столько личная, сколько возможность реализации тех приоритетных проектов, которые стоят перед нами всеми.
– Когда Вы поняли, что хотите заговорить о проблемах и сложностях профессии педагога, попытаться что-то изменить?
– С первого дня, как я стала учителем, какие-то ситуации подсказывали, что не все так просто в профессии. Нужно понимать гораздо больше, чем то, чему учили в институте. Я пришла работать в школу в 16 лет. Первая фраза руководителя: «Запомни, учиться и работать в школе – совершенно разные вещи. Запомни и иди!». Наше общество, которое в большинстве своем ассоциирует школу лишь со своими детскими воспоминаниями, не всегда понимает суть процессов, возможностей и деятельности, да и предназначения.
После университета снова произошла ломка стереотипов и шаблонности восприятия того, что такое урок. Как и для чего он нужен, каким его хочется видеть всем тем, для кого звучат школьные звонки каждые 45 минут. Знаете, как говорят, когда приходишь на предприятие: «Забудьте все, чему вас учили, и начинайте учиться заново». В педагогике примерно так же. Практических навыков не хватало: в работе, в организации образовательного процесса. Приходилось быстро учиться и работать. Отсюда, вероятно, появилась идея, что обучение прекращать невозможно. Для того, чтобы быть всегда актуальным, современным, востребованным в профессии, понятым и понимаемым детьми, необходимо непрерывно обучаться, к чему-то стремиться. Может, конечно, это громкие слова, но это мои принципы, я ими живу и действую. Опытные коллеги говорили нам, молодым, что стать настоящим учителем можно только пройдя с классом весь путь учебной программы по предмету до выпуска, прочувствовать связность учебного материала и восприятие его ребятами.
– Есть ли у Вас воспоминания о каком-то конкретном случае, возможно, в начале Вашей карьеры, когда Вы почувствовали, что не хватает практических навыков?
– Когда встречала родителей на улице и слышала: «Как там мой?». Я начинала судорожно вспоминать: «О ком речь? Кого имеют в виду?». Когда их 150 учеников, учитель-то один, и каждый родитель считает, что учитель запомнил всех в лицо, и еще после первой же встречи сопоставил детей и родителей! Это был, наверное, первый курьез. Первое родительское собрание, когда приходили родители и у меня, молодого 21-летнего педагога, спрашивали: «Мы не знаем, что делать с нашим ребенком». Я сидела и думала: «Вот интересно, я знаю, что мне делать с моим 2 летним сыном, знаю, что делать с учениками на уроках. Как я могу помочь родителям, которые зачастую старше меня, и сказать, что им делать с ребенком, как его воспитывать?». Этого не было в институте. Собственно говоря, что уж там скрывать: как заполнять журнал правильно, грамотно и красиво, не допускать в нем ошибок – таких навыков в институте тоже не давали. Зато давали много других полезных, в том числе умение учиться, даже добывать знания. Остальное приобреталось уже в ходе работы.
– Раскройте тайну: как Вы научились запоминать фамилии и имена всех учеников?
– Надо разговаривать с ними и чаще спрашивать. Не пытаться говорить много, не доминировать над учениками, но пытаться побуждать ребят к разговорам, ответам, диалогу, чтобы говорили они, а не я. Попытаться уйти в тень, стать «направителем». И когда дети начинают говорить, представляться, рассуждать, процесс запоминания через их активную деятельность и постоянные коммуникации в учебном процессе проходит гораздо быстрее.
– У Вас есть несколько проектов. В том числе Вы создали студенческую организацию «Синяя птица». Расскажите об этом подробнее.
– «Синяя птица» – это форма ученического самоуправления, успешно реализующаяся в одной из школ Мурманской области уже 16 лет. В настоящее время живет и развивается даже без моего участия, что очень приятно, я наблюдаю и иногда консультирую, если необходимо. На самом деле это один из показателей хорошей работы – когда учитель или куратор устраняется, а организация продолжает существовать. Значит, она создана не формально. Попытка включения детей в вопросы управления школой, построения образовательного процесса с учетом мнений детей, их привлечением к активным действиям, организации акций, которые им интересны, развитием их четкой гражданской позиции. Это идеология, которая была и есть в основе детской общественной организации «Синяя птица». Я всегда говорила ребятам и говорю, что активность в школе способствует развитию активной жизненной позиции. Это мое убеждение.
– Я знаю, что и Ваш метод преподавания математики строится на активном участии и обсуждении.
– Да, на активных проектах и постоянном диалоге. Коммуникация – один из основных навыков, который, возможно, просто необходимо развивать у ребенка сегодня. Все мы живем в социуме, и потому я стараюсь применять проектный метод в образовании – как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
– Вы можете рассказать мне как человеку, не связанному с математикой, как может быть активное участие и проекты в математике? Я могу представить, как дети рассуждают на уроках истории, но как реализовать подобное взаимодействие в математике? Ведь существует стереотип, что это достаточно «сухая» наука, которая состоит из одних формул и задач.
– Смотрите: каждая задача имеет свой сюжет. Вся наша жизнь – такая же сухая наука, которая состоит из задач, что решаются по тем же принципам, что и в математике. Алгоритмы не меняются. Как мы выстраиваем алгоритмы в нашей деятельности, как принимаем решения в житейских ситуациях – все это идет из математики, принципов решения задач, доказательств и теорем. По сути, что такое теорема? Любое утверждение, которое мы доказываем в споре, когда убеждаем собеседника. Оно основывается на определениях и умозаключениях. Если же говорить о формулах или упражнениях, то да, действительно – иногда это не так интересно воспринимается. Если мы говорим о практическом применении в жизни и рассказываем, откуда, как исторически развилось и способствовало развитию математики, то получаем совсем другой результат и взгляд на предмет. Я считаю, что нельзя преподавать математику в отрыве от жизни. Потому наши проекты напрямую связаны с деятельностью.
– Мне кажется, что как раз этого зачастую и не хватает на уроках математики – приложения к жизни. Многие дети не интересуются ею, потому как им кажется, что она отделена от реальной жизни.
– На самом деле математика – основа наук. Что уж говорить, я, конечно, люблю ее. Так, наверное, скажет каждый преподаватель математики. Но я действительно горжусь тем, что я учитель именно этого предмета. Логическое мышление и, может быть, отсутствие лишней эмоциональности, структурированность помогают в любой работе. Математика развивает аналитические способности, сейчас, при таком перенасыщении информации, важно умение фильтровать, понимать ее и критически относиться. Откуда это идет? Из математики. Выполняя, даже повторяя, определенное количество однотипных действий, мы учимся концентрироваться, сосредотачиваться. Каждое действие в науке полезно и необходимо для развития человека. Если мы не просто решаем по учебнику какие-то примеры, на реальной жизни применяем полученные знания, дети воспринимают это совсем иначе. Думаю, важно показывать и связь истории с математикой. За каждой теоремой стоит человек, который ее открыл, эпоха, когда она была открыта. Главное, не просто рассказывать, до давать возможность ребятам рассказывать самим. Кроме того, математика помогает иначе посмотреть на повседневность, структурировать личную жизнь, рабочий график, режим дня. Тайм-менеджмент, по сути, та же математика.
– Как Вы пришли к такому методу преподавания математики?
– На самом деле я не использую никаких уникальных методов. Мне кажется, что то, что я делаю в той или иной форме знает каждый учитель, и я не считаю себя «сверхучителем». В нашей системе образования есть очень много талантливых педагогов, действительно проявляющих чудеса преподавания, у которых стоит учиться, которые восхищают. Здорово, когда есть возможность проявить и показать себя. В этом плане Global Teacher Prize – это еще и способ показать авторские методики, интересные приемы и методы и поделиться ими с коллегами.
– Расскажите о своем втором проекте, который называется «Равенство возможностей».
– «Равенство возможностей» – программа, которая реализуется институтом ускорения экономического развития «Рыбаков Фонда», где я работаю. Мы говорим о том, что каждый имеет равные возможности на получение образования. В нашей стране принято считать, что инклюзия – это включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако мы считаем, что работу надо проводить не с теми, кто должен быть подключен к процессам, а со всеми остальными. Таким образом мы отталкиваемся от позиции нормы типично развивающихся, обычных людей, и работаем над тем, чтобы в первую очередь, именно эти люди научились смотреть с дружелюбием на тех, кто окружает нас, умели реагировать правильно, спокойно, были способны оказать помощь, если это необходимо, воспринимали на равных того, кто рядом. «Равенство Возможностей» - это комплексная программа. Она включает в себя создание ресурсных региональных и модульных центров, организацию площадок в региональных институтах, проектирование лабораторий и образовательной среды. Также сюда входят масштабные акции и мероприятия. Мы включаем в понятие инклюзии не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей одаренных, которым нужно внимание в образовательном процессе, детей-спортсменов, которые находятся долгое время на сборах и потом также имеют сложности в адаптации, детей-мигрантов. Сейчас, когда появился Интернет, существует все больше возможностей выезжать за пределы России. Мультикультурное, межнациональное общение тоже очень ценно. Важно понимать и принимать разные культуры и людей.
– Подводя итог, хотелось бы задать еще один вопрос о Global Teacher Prize: что для Вас было самым ценным в момент участия и какие впечатления от конкурса?
– Конкурс еще не завершен, пока пройден один из этапов. Я вошла в число пятидесяти финалистов, впереди еще «десятка» и финал. Конкурс дал мне возможность говорить о моих проектах и проектах нашего фонда громко и открыто. Позволил сказать педагогам о том, что они должны верить в себя, в свою профессию, свои методики, и всегда стремиться к развитию.