Без рубрики // Колонка

Истории – быть!

Патриотизм не из параграфов вырастает, а из сердец, из убеждений, из постоянного диалога человека с миром и со своим собственным «Я». Он сам органично формируется на базе социальных, эмоциональных, духовных переживаний и устремлений подростка, его представлений о добре, красоте и справедливости.

Истории – быть!

Сопровождать и корректировать складывание этих представлений – и есть задача педагога. Историка, обществоведа – в первую очередь!

Завершается 2017 год… И всегда при смене лет ход времени особенно выразителен, отчетлив. В эту пору весьма уместно говорить об истории. Такие разговоры как раз и ведутся. Прошло итоговое заседание президиума Российского исторического общества и совета «История Отечества», состоялся круглый стол в «Российской газете» по проблематике преподавания истории.

На заседании президиума министр Ольга Васильева задалась вопросами: не изучать ли полноценно историю России в 11-м классе (сейчас изучается интегрированный курс «Россия и мир») и что нужно ребятам рассказывать о России. Правда, на эти и подобные вопросы уже неоднократно давался ответ. Не поленюсь ответить доктору исторических наук Ольге Юрьевне (хоть вопросы адресованы не мне, но я чувствую личную ответственность за них).

Конечно, нужно изучать историю России в 11-м классе!

Еще в начале 1990-х годов представители педагогической общественности протестовали против внедрения в практику злополучных концентров. Согласно последним, изучение истории России предлагалось заканчивать в 9-м классе, а в 10–11-м – рассматривать ее (историю) как часть мировой на «новом уровне интеграции и философского осмысления».

В результате большинство детей непрофильных классов к концу 11-го класса забывали даже основные параметры отечественной истории. Да и мировая история не усваивалась (а повторять ее, конечно, стоило, ибо с государствами древности и Средневековья дети знакомились в 5–6-х классах). К тому же чисто по психологическим основаниям история XX века плохо укладывается в умах пятнадцатилетних подростков.

Нет, навязали нам эти концентры! Многие педагоги (я в том числе) старались и в формате новой схемы повторять (а, по сути, изучать заново) со старшеклассниками основные вехи русской истории. Скажем честно, делалось это за счет тем по всеобщей истории. Наверное, ни в одном историческом курсе других стран не отводится столько времени на изучение зарубежной истории, сколько у нас! Естественно, рассмотреть на хорошем уровне события и процессы русской истории в контексте мировой – задача похвальная, но неподъемная. Сейчас вроде бы в этом начали убеждаться. Да время-то упущено (как и поколения 1990-х – 2000-х гг.).

Разговор о России XX – начала XXI вв. рекомендую вести в фарватере проблемных сквозных тем: «Художник и власть», «СССР – государство социальной справедливости или принудительного равенства», «Экономическая модернизация в СССР – России: что построено и перестроено», «Духовные катакомбы XX века», «Милитаризм и миротворчество советской/российской эпохи: опыт невиданной конвергенции» и т.д.

Уроки по данным темам должны проводиться в дискуссионном ключе, в атмосфере сотрудничества и интеллектуально-нравственной продуктивности. При реализации сего подхода частично снимается проблема нехватки часов на ту или иную тему. Но всегда будет ощущение, что, к примеру, на Великую Отечественную войну отводится мало часов. И самый распрекрасный учебник глобально ситуацию не изменит. Пока главной формой овладения историческим материалом остается конспект параграфа и презентация, говорить не о чем!

Кто-то считает минуты урока, а масса как бы учителей истории растрачивает часы, ничего толком не объясняя ученикам, просто позволяя им заниматься чем угодно на уроках или маниакально требуя от ребят переписывания учебника, докладов из Интернета, тренировки по тестам ЕГЭ!

Реформировать подход к изучению истории нужно вместе с изменением педагогической ситуации в целом.

На круглом столе в «Российской газете» уделено было пристальное внимание воспитанию патриотизма. Актуальная тема! Патриотизм не из параграфов вырастает, а из сердец, из убеждений, из постоянного диалога человека с миром и со своим собственным «Я». Основав три музея на базе разных образовательных учреждений и руководя Музеем-лабораторией истории образования и духовной культуры (Зеленоград, школа № 2045) до сей поры, я знаю, что такое «битва за патриотизм»!

Вот «выбивать» его из детей точно не нужно! Он сам органично формируется на базе социальных, эмоциональных, духовных переживаний и устремлений подростка, его представлений о добре, красоте и справедливости. Сопровождать и корректировать складывание этих представлений – и есть задача педагога. Историка, обществоведа – в первую очередь! Увы, сейчас для многих ребят история – неинтересный, ненужный предмет. Мыслимо ли такое?!

Беда в том, что «эшелон» неинтересных людей пришел в школу – людей, увязших в бумагах, в гаджетах, малокультурных, при этом амбициозных, прагматичных, крикливых либо тихо-отстраненных, завистливых… Извините! Я вспоминаю Лидию Сергеевну Филиппову, историка, первого народного учителя СССР г. Москвы, которая со своими учениками из 345-й школы в теплушке поехала осваивать целину. Вот им было интересно! И патриотизм вроде бы сам по себе обнаружился, и моральный облик не подкачал.

Дай Бог, чтобы история вернулась в школу вместе с настоящими историками. А глубинный запрос у детей на изучение истории, конечно, есть, ибо, по словам Сигурда Шмидта, «знать свою историю – это человеческая потребность».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube