Перед гостями и спикерами выступают Евгений Крайзель, режиссер и руководитель детского театра современного искусства "Этти Детти", г. Красноярск; Светлана Тетерина из «Школы-студии А. Поздеева»; Сергей Медведчиков из «Школы развития НооГен». Все они представители неформального образования и считают, что оно является значимой, необходимой частью обучения.
Чем же так ценно неформальное образование? Каждый из педагогов отвечает по-своему.
Конечно, неформальное образование – это новая сфера занятости. В современном, столь быстро меняющемся мире, где роботизация лишает занятости все большее количество людей, необходимо иметь несколько путей реализации себя. Но сходятся все в значимости иного фактора: в первую очередь это важно для социализации. Ребенок приходит в новый для себя коллектив, не столь сильно формализованный, где встречает детей со схожими интересами.
Возьмем для примера театральную студию: здесь ребенок не только находит новых друзей, но еще и учится работать в коллективе.
Он узнает, что такое ответственность, учится слышать и слушать, договариваться для достижения общих целей.
Евгений Крайзель отмечает, что не менее важна в данном случае личность педагога, ведь именно доверие к педагогу позволяет ребенку раскрыться в полной мере и последовать за преподавателем в обучении.
Кроме всего прочего, театральная студия позволяет ребенку реализовать важную потребность – показать себя внешнему миру. Работа в спектакле направлена вовне, что позволяет ребенку быть увиденным и услышанным другими.
Еще один из проектов неформального образования – «Подростковая сетевая школа», которая сегодня состоит из трех направлений: «Инженерная культура», «Креативное мышление» и «Навыки XXI». Школа реализуется в рамках Института образовательной политики «Эврика», о чем гостям рассказывает Наталья Шадрина.
Своей основной целью Школа считает включение обучающихся в процесс проектирования собственного профессионального будущего. Для этого необходимо дать детям возможность попробовать реализовать собственные карьерные замыслы, приобрести практический опыт. Главное – сформировать у ребенка желание работать не только в рамках проекта, но трудиться и создавать новое на протяжении всей жизни, помочь сформировать желание к постоянному развитию и обучению.
В проекте участвуют дети из 7–9-х классов. В этом году в Сетевой школе приняли участие около 200 школьников. Аналитика, инженерия и креативность – три направления, между которыми делают выбор школьники. Они сами выбирают мастерскую для дальнейшего обучения, отбор проходит в два этапа: очный, когда в школы приезжают представители для проведения мастер-классов, а затем – второй тур, заочный, по сети Интернет.
Любопытно, отмечает Наталья Шадрина, что на первом этапе дети зачастую выбирают мастерскую по принципу «мне понравился их мастер-класс», но уже на втором этапе, когда на первый план выходят задачи направления, около 30% учащихся решают сменить направление обучения.
Навык выбирать – не менее значимая компетенция в столь развитом мире, полном возможностей.
Кроме учеников средних классов, в проекте задействованы педагоги, для которых создана школа по построению моделей подростковой школы. Кроме того, Сетевая школа «выращивает» собственных педагогов – магистранты МГПУ в рамках школы реализуют свои проекты, а также привлекаются на позиции тьюторов и координаторов. Как для учащихся, так и для магистрантов каждый год организуется не менее 12 сетевых событий.
Школа-студия «Поздеевка» – еще один проект неформального образования для детей и подростков. Ее создатели полагают, что значимость их школы состоит в формировании у детей ощущения, что они могут создавать нечто новое, преобразовывать мир вокруг себя. Опыт реализации проекта в городской среде – важный пункт в закладывании фундамента будущего самоопределения ребенка. «Я могу». Инициативность, умение ставить перед собой цели, способность кооперировать с окружающими – вот те качества, что помогает развить «Поздеевка».
Один из реализованных проектов, которые демонстрирует студия – набережная реки Енисей в г. Красноярске, где был проведен конкурс по рисованию цветов. «Я художник, здесь, в Красноярске. Я делаю проект, похожий на тот, что делает художник в Бельгии», – объясняет значимость реализуемых проектов Светлана Тетерина. Необходимо, чтобы ребенок ощущал себя включенным в мировой художественный опыт. «Важно не отбить у ребенка желание заниматься искусством, но поддержать его». Студия ценит межкультурные компетенции: этим летом в Красноярск приезжали школьники из Финляндии и Болгарии. Люди из других стран позволяют взглянуть на Красноярск иначе, поясняет Светлана, а умение работать в международной команде и договариваться с любым – необходимый навык XXI века.
Один из важных проектов, о котором также стоит упомянуть – Школа развития «НооГен», которая относится к группе проектов «Образовательный экстрим». Одна из реализуемых ими форм образовательного развития – Сибирская молодежная Ассамблея «Профессии будущего».
Обучение здесь построено по методу проб и ошибок, а учатся дети и подростки без учителей, уроков и учебников с бесконечным рядом однотипных упражнений.
Ассамблея – это обучающая деловая игра, которая разворачивается на материале уже существующих или же разрабатываемых предпринимательских проектов. Взаимодействие с настоящими компаниями и управленцами, разбор реальных кейсов, двустороннее сотрудничество между детьми и представителями организаций – уникальный опыт. Участники разбирают настоящие проекты с точки зрения будущих предпринимателей и генерируют свежие идеи.
Сергей Медведчиков отмечает, что в данном случае стоит отметить происходящую «институциональную ломку» – меняется не только качество и роль взрослого при таком взаимодействии, но даже город и регион работы. Оказавшись в непривычных условиях, рядом с экспертами своего дела, дети могут оценить иначе эффективность своей работы, научиться работать в новых для себя ситуациях и оказаться в поле личностного преобразования. Старшеклассники и студенты здесь получают возможность по-настоящему опробовать себя в профессиональной деятельности.
Говоря о неформальном образовании, важно отметить, что никто не отменяет значимости формальных институтов. И даже наоборот – это необходимое подспорье. Но если представить процесс обучения человека на протяжении жизни как рост дерева, то формальное образование – корни, а неформальное – ветви, что показывают развитие и породу дерева, его возраст и состояние.