Разные СМИ уверенно рапортуют о том, что российские и, если внимательно приглядеться, московские четвероклассники – лучшие в мире по итогам международного тестирования PIRLS по навыкам чтения. Наши школьники собрали 581 балл, обогнав Сингапур и Гонконг. Москва продемонстрировала не только отличный средний балл, но и вчетверо больше высоких баллов, чем все вместе взятые страны планеты. Тут же были названы причины подобных достижений, среди которых даже электронная запись в школу, «введение единого норматива финансирования школ и повышение учительских зарплат». В общем, все, что делалось, делалось не напрасно и дало такой замечательный эффект!
Однако вот в докладе аналитического центра при правительстве РФ сказано, что «реформа российского образования, начатая в 2010 году, так и не принесла существенных результатов».
Ну а как же тогда наши успехи в столь почтенном тестировании?.. Для меня-то ясно, что они – не итог продуманной целенаправленной работы образовательного комплекса, а, во-первых, весьма случайны, во-вторых, добыты узкой группой высокомотивированных детей, поддержанных гвардией наставников, тренеров, менеджеров. Такую команду не слишком сложно сформировать и подготовить из десятков тысяч четвероклассников. Особых рассуждений о типичности участников состязания я также бы поостерегся. Типичной является иная ситуация: к 4-му классу большое число московских школьников неимоверными усилиями учителей, родителей и репетиторов достигают неплохого уровня, пригодного именно для срезов и замеров. Степень натренированности детей на выполнение тестов всяких типов превосходит степень реальной обученности. Работа на рейтинг способна позитивно повлиять на весьма скромный сегмент учеников. Но и грешить напрасно не станем: у многих четвероклассников «А» и «Б» классов (как правило, отборных) – действительно подготовка вполне сносная.
Что жедальше? Дальше – в 5–6-х классах происходит жуткий откат учеников почти по всем параметрам. Да, подростковый возраст, да, доступность гаджетов, да, ослабление контроля, опеки со стороны педагогов и родителей, да, определенная компенсация за ограничения начальной школы (в то же время – новые «оковы» в виде кружков, секций, олимпиад). Но что-то еще, что-то еще смутное, коварное, неисследованное подстерегает ребят именно у ворот средней школы. И в недавнем прошлом неплохие ученики пишут: «на бухле почки» («набухли почки»), «развивающеесемуся растение» («развивающееся растение» в творительном падеже) и пр. Филологи средней школы в панике: ребята не прочитывают окончания слов, не понимают смысла предложений, с усилием пересказывают текст, разучивают четверостишие, да и кое-кто вообще продолжает читать по слогам; в целом резко сокращается круг читательского интереса. Почему такое случается – срабатывает механизм временного «отступления» (кстати, не у всех оно временное) или спадает маскировка, умело сконструированная педагогами «началки»?
А тут «на подхвате» – усложненные программы практически по всем предметам, чуть ли не еженедельные бессмысленные сочинения или, наоборот, отсутствие проверки тетрадей на протяжении полумесяца. Налицо усталость учеников от школы уже в 5–8-х классах. Но рано вы расслабились, ребятки! Внезапно «подкатывает» новая инициатива депутата от ЛДПР о введении 12-летнего обучения в школе. Правильно! Чтобы вузы никакие уже не понадобились. Ведь некоторые вузовские темы давно спущены в 3–7-е классы. Заглянем, к примеру, в курс ботаники для 5-го класса.Из претенциозного параграфа про стебель мы узнаем, что по форме среза стебли бывают округлые, трехгранные, четырехгранные, многогранные, сплюснутые, а по положению в пространстве – прямостоячие, ползучие, вьющиеся, лазящие и т.д. И это еще «цветочки» (на тех самых стеблях)!
Нет, вузы нельзя отменять, за них нужно браться! Очередная новость торопится на авансцену: запущен национальный рейтинг университетов! Видите ли, «мы часто оказываемся в хвосте мировых топ-листов образования, а еще чаще вовсе не попадаем в них». Самокритично! Теперь-то попадем, несомненно! Разве это дело: ученики начальной школы в международном топе, а студенты где?!
За рейтингами не утерять бы главного. Важно, чтобы дети, отмеченные высокими баллами на тестировании PIRLS, равно как и другие дети, смогли получить качественное (желательно – бесплатное) образование в отечественных вузах, а потом – работу по профилю в нашем же государстве и вспоминали школу не со стонами, а тепло и нежно.