Без рубрики // Колонка

«Каждое дело творчески, иначе – зачем?»

Недавно в Московском музее образования им. академика Г.А. Ягодина прошло заседание, посвященное знаменитой в свое время педагогике (методике) общей заботы (коммунарства) Игоря Петровича Иванова. 25 лет назад ушел из жизни Игорь Петрович.

 «Каждое дело творчески, иначе – зачем?»

Да, дело его живет в общей жизни педагогики как таковой, в умах и заботах многих учеников, педагогов (профессиональных и интуитивных), ученых. Организаторы семинара – действительный член Академии педагогических и социальных наук, кандидат педагогических наук Ричард Соколов и социальный педагог, социальный инноватор СССР Наталия Соколова – большие пропагандисты идей И.П. Иванова в ключе мегапроекта «А.С. Макаренко: его предшественники и последователи». И собрались участники семинара в Макаренковском зале, где устроена экспозиция, посвященная выдающемуся наставнику, а устроена она Владимиром Морозовым – воспитанником Семена Калабалина, в свою очередь, воспитанника и сподвижника Макаренко, выведенного им под именем С. Карабанова в «Педагогической поэме».

Увы, в Москве нет сегодня полноценного музея А.С. Макаренко: долгое время экспозиция держалась на энтузиазме В.В. Морозова и его коллег, а вот ныне, накануне 130-летия со дня рождения А.С. Макаренко, отнесенного ЮНЕСКО к числу четырех педагогов, определивших профиль педагогики XX века, музей вытеснен из прежнего помещения в районе Кунцева и находится в труднейшем положении. Часть экспозиции временно располагается в Музее образования, но выставку велено вскоре разобрать.

И неужели в юбилейный год так и не найдется достойного пристанища для Макаренко (естественно, это должен быть не холл школы, не подвал Дома творчества, не коридор детского сада)?
Прекрасная атмосфера царила на семинаре. «Детдомовское братство» представляли крепкие мужчины за 60, с ясным сознанием и товарищеской устремленностью во взгляде – доктор психологических наук В. Слободчиков, известнейший макаренковед, кандидат педагогических наук В. Морозов, инженер-конструктор, кандидат технических наук, писатель Д. Барсков и другие.

Открытия следовали за открытиями. Оказывается, коммунарское движение, стартовав на новом историческом витке в 1959 году с Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ, Ленинград), достигло такого размаха и популярности (один из экспериментальных центров находился в «Орленке»), что к 1967 году ЦК ВЛКСМ и КГБ СССР серьезно считали коммунарство реальным соперником комсомола. Сейчас педагогика И. Иванова позиционируется рядом исследователей как альтернатива авторитарной, «бездетной» педагогики 1940–1970-х гг. Я не согласен с данным положением. Нет, не была та педагогика однозначно авторитарной и «бездетной». Вернее, у кого-то была, а у кого-то – нет. Вот у Иванова – не была, хотя он начал творить в эпоху на стыке тоталитаризма и авторитаризма.

С другой стороны, опытные историки педагогики давно не характеризуют и Антона Макаренко в качестве одиозного «рупора тоталитарного режима». Предположу, что идеологическая оболочка порой лучше сохраняет «педагогическую начинку». Конечно, это допущение спорное. Ну а что же мы видим сейчас? Идеологические конструкции рухнули, и педагогика едва цела. Казалось бы, расцветать должна пышным цветом! Ан, нет!
«Наша цель – счастье людей» – таков был девиз коммунаров. Воплощались в практику идеи деятельности, заботы, сообщества (коллектива), самоорганизации (самоуправления), содружества, сотрудничества. Существовала и идея борьбы. Отнюдь не классовой! Знаете, чему надо было давать бой?

Формализму («Формалист и бюрократ – самый ядовитый гад!»), эгоизму, равнодушию, скуке, показухе! Внедрялись КТД – коллективные творческие дела (центральное звено – «понятие общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни»), «огоньки» (с нелицеприятной и невраждебной критикой друг друга).

Неужели эти идеи навредили бы российской образовательной системе? Вышеназванные принципы вовсе не противоречат гуманистическим постулатам, к которым привязаны (подчас формально и узколобо) сегодняшние администраторы от педагогики.

Да, индивидуализм не поощрялся.

Ну а разве теперь мы не заговорили о сплочении, единении? Уж если не государственная, то педагогическая идеология вряд ли бы помешала, если бы в ее основе лежал принцип счастья людей. Кто-то скажет – недостижимый принцип! Но человечеству же надо к чему-то тянуться! Похоже, в этом и Платон не сомневался, рассуждая об эйдосах. Увы, человечество – плохой ученик, при том что его наставник – история – вполне компетентный.
Педагогике И. Иванова, его предшественникам и последователям посвящен сдвоенный номер журнала «Социальная педагогика», отредактированный Соколовыми, за 2017 год, к которому я и адресую заинтересованных лиц. Л.Г. Борисова, «правая рука» Иванова, так однажды отозвалась о методике своего соратника: это, мол, все «про любовь». Действительно, счастье людей без любви невозможно. И разве нужна методика, чтоб это наконец осознать?!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube