Я должна здесь писать о детской педагогике, но как растить детей, если сам еще ребенок? Если сам еще потребитель. Для детей естественно брать, а задача родителей – подготовить их к взрослой жизни и выпустить в мир оперившихся птенцов, сильных личностей, готовых к самоотдаче, способных хранить верность, ставящих исполнение долга выше своих изменчивых чувств и желаний. Как иначе воспитать в них эти и многие другие добрые качества, если их нет в нас, родителях? Воспитание – это очень серьезный процесс, результат которого проявится через годы. Воспитание невозможно осуществлять в школе. Это удел редких учителей, которые своим талантом могут пробудить человечность в своих учениках. Но при современной системе, когда за день меняется несколько учителей, когда за урок учитель не всегда даже успевает привлечь внимание учеников к предмету, это нереально. Школа дает знания, но воспитание – это семейное дело. Если у ребенка проблемы с качествами характера, то исправлять их – наша семейная задача.
С детства мечтая стать матерью и воспитывать детей, я все же получила высшее образование и попробовала множество разных ролей. Тем не менее педагогика, творчество в образовании, опыт и пример Шалвы Амонашвили, гуманное направление в воспитательном процессе – все это постоянно привлекало меня, и хотелось в школе эти стремления реализовать. Но я оказалась не школьным учителем. Срывая голос, пытаясь привлечь и увлечь детей, наблюдая их равнодушный и механический подход к учебе и осознав свое бессилие что-либо с этим сделать, я набрала группу ребят, которым все было интересно, а из школы ушла. Конечно, был школьный опыт работы с младшими классами, где любознательности и включенности было много. Малыши с удовольствием играли и учились, но их было слишком много для меня одной. Да и рождение первого ребенка прервало процесс. Ну теперь у меня трое своих детей. И есть возможность для творческого и гуманного подхода к воспитанию и уже есть некоторый свой опыт.
Со старших курсов университета начался поиск жизненной философии, какое-то пробуждение потребности к гармонии. Изучала ислам, в котором родилась, читала о йоге, ведах; о школе Щетинина «глотала» все, что попадалось, прочитала его единственную книгу «Объять необъятное». Я мечтала о чем-то подобном для своих детей и думала, что не будет у меня детей, пока не найду для них лучшую педагогику, которая раскроет в них вкус к творчеству, заложенный в них заряд к развитию и реализации талантов. Но время шло, иллюзии таяли…
С появлением детей очень много времени уходит на поддержание порядка в доме и питание. Воспитание оказалось темой очень серьезной и требующей системного подхода, самодисциплины. Я ведь не могу требовать от своих детей того, что не делаю сама. Взяв за основу восточную философию, я разделила их развитие на три периода и стараюсь вести себя с ними соответственно. В первом периоде ребенок – царь. Он длится до пяти-семи лет. В это время ребенка оберегают от критики, не применяют к нему жестких воспитательных мер, потому что разум еще недостаточно созрел, но впечатления от жизни проникают в самую глубину сознания и формируют либо позитивное отношение к жизни, либо негативное. Родитель в этот период – добрый и заботливый опекун, предупредительный и лояльный. Очень важный навык в это время – умение отвлечь ребенка от предмета его истерики, переключить на что-то другое. Конечно, приходится проявлять строгость, чтобы обозначить границы, за которыми существует опасность для жизни, здоровья, психики ребенка.
Отдельно скажу про роды. Сейчас еще не так много свидетельств в пользу домашних родов, и эта нервная тема вызывает вполне обоснованное напряжение среди думающих людей. Каждая думающая женщина считает своим долгом выразить свое мнение насчет домашних родов. Но я не стала особо вдаваться в изучение статистики и изучала только позитивную сторону этого явления, сразу и бесповоротно сделав свой выбор в пользу домашних родов. Мне очень пришлись по душе учение о перинатальных матрицах и опыт и рассуждения Мишеля Одена о влиянии домашних родов на личность ребенка. Мне было важно дать своим малышам хороший опыт появления на свет, не в условиях конвейера. Конечно, я была готова ко всему – документы и родовой пакет были собраны, анализы сданы, скрининги пройдены. Все прошло благополучно с первым и третьим. Я уверена, что им суждено было так родиться. Все к этому сводилось, было очень много неслучайных совпадений и рядом были именно те люди. Второго я заранее планировала рожать в роддоме, договорившись с прекрасной акушеркой, но он родился в результате экстренной операции. Они все для меня родные и любимые, и я не представляю жизнь без кого-то из них. Всех троих до двух лет кормила грудью, носила на руках как можно больше и практиковали совместный сон. Мы много разговариваем и читаем вместе.
Согласно ведической концепции, второй этап развития ребенка называется «солдат». И в это время, если первый период прошел благополучно и ребенок получил достаточно внимания и любви, то он будет естественным образом слушаться родителей и привыкать к дисциплине, ответственности, ему можно и нужно давать поручения. Период длится с пяти-семи до 15 лет. В это время необходимо привить чистые привычки – режим дня, чистота тела и ума, здоровое питание, исполнение обязанностей. Сюда входит духовное образование. Есть немного больше тридцати качеств хорошего человека, описанных в ведах. И среди них – быть дружелюбным, быть милостивым, быть правдивым, быть щедрым… О каждом из этих качеств можно написать статью-исследование, и возможно, этим было бы полезно заняться. С первым сыном мы вошли в этот период. Ему сейчас 11 лет. У него нет комплексов, затруднений при общении как со взрослыми, так и с детьми. Он чаще всего веселый и открытый к познанию разных сторон жизни. Он свободно выражает свои чувства и может уже с ними справляться. Мне нравится, что он ничего не скрывает – я это объясняю тем, что у него не было опыта депривации в младенчестве – я сама с ним занималась до трех лет, постоянно мы были вместе, а потом открыла домашний садик, но перед школой он походил в обычный сад также. У него нет секретов, потому что есть доверие к нам и интерес к нашему мнению. Он, конечно, ленивый бывает, и прямо сразу не срывается исполнять поручения, но мы с ним можем договориться.
Следующий период в воспитании ребенка начинается от 15 лет, когда родителям следует общаться с ним, как с другом, потому что другое общение приведет только к конфликтам. Я знаю по себе, как мне не хватало в маме дружеского участия. Я вынуждена была все от нее скрывать, потому что она так и осталась на своей платформе строгого судьи и наставника. Она до сих пор пытается удерживаться на этой платформе, подмечая все мои слабые стороны и указывая на них, осуждая меня и пытаясь учить правильно жить. Это делает невозможным близкие доверительные отношения, и они становятся постепенно формальными, потому что близкая дистанция приводит только к конфликтам. В это время, когда ребенку примерно 15, нужно понять, что мы сделали для него всю главную работу, и его личность уже рвется к самостоятельному проявлению себя в этом мире, к исполнению тех целей и задач, с которыми человек родился. Согласно ведической психологии, мы, родители, можем примерно на 30% повлиять на личность ребенка, и это нужно делать до 15-летнего возраста, когда психика еще сырая и можно вносить в нее свои отпечатки. Затем уже этот сырой горшок запекается, и мы просто можем быть рядом, поддерживая в случае необходимости и давая советы тогда, когда нас об этом просят. Мы должны оставаться верными своим принципам и не идти на поводу у своих детей, но позволять им делать свои ошибки в этом возрасте и быть открытыми и доступными для того, чтобы принять их, обнять их и дать прибежище. Конечно, нельзя позволять тунеядство – мы можем говорить о том, что нам не нравится, но должны понимать, что перед нами – уже отдельная личность.
Так, мечты об идеальном образовании для детей по системам Монтессори и вальдорфской вызывают во мне отклик, и я пытаюсь их вносить в нашу жизнь, но главное для меня – это воспитание в детях тех 30 качеств, о которых я писала выше. Конечно, они уже пришли со своим характером, и особенно я это вижу на среднем сыне – он очень своевольный. Его можно склонить к чему-то, только проявив большую любовь и терпение, которых мне часто не хватает. Благодаря ему я избавляюсь от гордости, он учит меня смирению (я смиряюсь не перед ним, а перед планом Бога, учусь принимать и проживать свои уроки).
В целом я хочу сказать, обобщив свой опыт материнства, что эта жизнь совсем не собирается подстраиваться под наши ожидания от нее. Она дана нам не для того, чтобы мы в ней удобно устроились, хотя мы к этому так стремимся. Да, природа нашей души – это счастье, и мы хотим быть счастливы всегда, но я еще не встречала абсолютно счастливого человека здесь. Бывает порой такое состояние, но оно сменяется периодами неудач. Я встречала людей, которые идут к счастью и от этого они полны энтузиазма и радости, они не боятся жизненных неурядиц, полны благодарности и стремления послужить другому. Они знают, где это счастье, что оно все у Бога, и они очень хотят быть с Богом, с вечным источником бесконечной Любви. Я увидела в их глазах, в их лицах, услышала в их голосах те искорки, которые меня очень обнадежили. Эти люди есть в любой религиозной традиции. Нужно только прислушаться к своему сердцу и выбрать себе тот путь, который наиболее соответствует настроению нашей души. По-моему, найдя свой путь к Богу, став счастливым, идя по этому пути, мы дадим своим детям ту единственную опору, которая поможет выстоять в период трудностей после нашего ухода из этого мира. Это потребует от нас самодисциплины, смирения, терпения, честности перед самими собой и еще много чего, но это тот труд, который даст свои плоды и навсегда останется с нами, в отличие от материальных ценностей, и станет лучшим наследием для наших потомков. И здесь надо быть честным с собой и не нужно привязываться к неким стереотипам, бояться осуждения и руководствоваться престижем. Мне нравится то, что Бог дал через своих посланников много путей, но мне не нравится, когда люди их эксплуатируют в политических целях. Политика для меня – это разделение людей на чужих и своих, плохих и хороших. Это черно-белое мышление очень огорчает меня, когда я с ним сталкиваюсь. Часто, слушая новости, мне хочется сказать – «Ну ребята, давайте жить дружно – мы ведь все дети одного Бога». Я очень хотела бы передать своим детям эту хорошую толерантность, при которой ты остаешься при своих принципах, но принимаешь этот мир во всем его многообразии. Когда поспорили ученики одного и того же учителя и попросили их рассудить, то он выслушал точку зрения каждого и каждому сказал, что он прав в своих рассуждениях. Один из них сказал, что этого не может быть, потому что их мнения совершенно противоположны, но Учитель и на это сказал – ты тоже прав. Истина многомерна, и мы не можем ограничивать Бога своими представлениями о Нем.