Проблема жестокого обращения с детьми стоит на особом контроле президента, создан специальный фонд поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, который занимается в том числе и тем, что разрабатывает новые технологии работы по предотвращению насилия над детьми.
За последние годы принята необходимая нормативно-законодательная база по профилактике жестокого обращения с детьми (вот основные документы: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (Письмо Минобрнауки России от 01 октября 2008 г. № 06-1423).
Результат есть – количество родителей, применяющих физическое наказание к детям, постепенно уменьшается, и одновременно с этим увеличивается количество запросов от родителей к специалистам на повышение родительской компетентности.
Но изменения эти идут медленнее, чем хотелось бы. Если в 2011 году физические наказания применяли 42,2 процента российских родителей, то в 2015-м – 41,5 процента (данные Фонда поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию).
В чем проблема? На мой взгляд, основная причина насилия над детьми в семьях в том, что многие родители убеждены: воспитывать и наказывать детей битьем – необходимо.
Мы не добьемся серьезных изменений, а значит не спасем огромное число детей – жертв насилия в семьях, если не начнем работу с родительскими убеждениями. Без этого никак.
В каждом конкретном случае вся система профилактики сбоит на конкретном человеке, который в силу своих жизненных установок не видит проблемы насилия в семье и жестокого обращения с детьми.
Учитель, который вырос в семье, где папа постоянно «воспитывал» кулаками жену и ребенка, несмотря на полученное образование, в глубине души считает, что можно воспитывать с помощью насилия. Будет ли он чувствителен к переживаниям ребенка, если тот поделится ими, сможет ли встать на его защиту или сочтет, что это внутреннее дело семьи, и если тяжких побоев нет, то не страшно, «за дело», скорее всего, получил.
Вот история из недавней практики. Мальчик 13 лет, его привела к нашему психологу мама после демонстративной попытки суицида. Начали разбираться, выясняем: отец регулярно унижает, оскорбляет ребенка, порет его ремнем за все подряд – плохие оценки, нарушение дисциплины, грубый тон и т.д. Мама жалеет мальчика, но сама тоже частенько получает от мужа. У ребенка уже давно проблемы с учебой и поведением. Классный руководитель много раз вызывала родителей в школу, просила принять меры. Отец меры принимал – каждый раз ребенок был избит, лишен прогулок, компьютера, секции по футболу и т.п. Ситуация с поведением ребенка улучшалась на время, и потом снова все повторялось. На просьбы подростка не вызывать родителей в школу учитель не отозвалась, в итоге мальчик начал пропускать уроки, воспитательные меры становились все жестче. И однажды он не выдержал и напился таблеток.
Самое ужасное, на наш взгляд, что его же и обвиняют опять в случившемся. В школе убеждены, что классный руководитель – отличный педагог, у ее воспитанников высокие учебные показатели, «работу» с родителями она провела, но ребенок «трудный», поэтому тут уж ничего не поделаешь, пусть родители воспитывают. А то, что педагог никак не отреагировал на попытки ребенка рассказать о том, как происходит «воспитательная работа» дома, осталось на совести учителя и никак не повлияло на выводы о его профпригодности.
Нам стоило больших усилий объяснить родителям, что насилие – это проявление родительского бессилия, что есть другие способы донести до ребенка, что ты от него хочешь, и их можно просто освоить, как любой другой навык. Слава богу, что родители в глубине души уже понимали, что их методы воспитания не приводят к изменению поведения ребенка, и случившееся заставило их все же просить помощи. Но подобных историй сотни, и лишь единицы родителей осознают свои дефициты и обращаются за помощью.
Мы часто проводим родительские собрания в школах и детских садах на тему эффективных стратегий воспитания, обсуждаем бессмысленность насилия в воспитании, но практически всегда слышим такую фразу: «меня били, и ничего, человеком вырос». Чаще всего от пап, конечно.
Да, это прекрасно, что в семье этого папы было еще что-то кроме насилия, что позволило ему вырасти социально адаптированным человеком. Многие дети, воспитанные в жестокости, становясь взрослыми людьми, сталкиваются с массой проблем в построении близких отношений. И если начинали разбираться в причинах своих неудач, то приходили к тому, что в основе лежат страх, обида и злость на родителей, у которых не хватило ресурсов найти другой способ объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо.
Уже давно доказано, что дети, выросшие в атмосфере любви и уважения друг к другу всех членов семьи, чаще чувствуют себя успешными людьми, могут ставить собственные цели и достигать их, отстаивать свое мнение, им легче строить гармоничные отношения с близкими людьми.
Если из «небитого» ребенка вырастить
полноценную личность гораздо проще, то зачем усложнять себе задачу?