Вовка
Вовке четырнадцать. У него весёлые веснушки и очень взрослый взгляд. А глаза серые – как у папы. Он виновато смотрит на мать: «Мама, и ты меня прости. Я, честное слово, хотел к твоему приходу все сделать! А пацаны уже бой начали, я в команде. Нельзя их подставлять, им тогда штрафные насчитают. Я завтра после школы все сделаю».
Вовкины родители развелись год назад. Почему развелись, он толком так и не понял. Папа иногда выпивал лишнего, мама его сильно ругала. Многие говорили, что Вова похож на отца, особенно глазами. Но ему эти сравнения не очень нравились – он был обижен на отца за то, что тот ушел из семьи и с детьми практически не встречается.
Вова живет с мамой Ольгой и младшей сестрёнкой. Кате пять лет, и она – вылитая мама. После ухода отца забирать Катю из садика и кормить её ужином стало обязанностью Вовки, потому что мама по вечерам работает. А ещё он каждый день застилает кровать, пылесосит, потому что от собаки много шерсти, и моет посуду к маминому приходу. Вот только компьютерные игры… Мальчик очень любит играть, и порой, заигравшись, забывает, что нужно успеть все сделать к маминому приходу. Иначе...
Щелчок в голове
«Я парикмахер, – рассказывает Ольга. – С работы возвращаюсь поздно, часам к десяти. По дороге планирую дела на вечер: уложить детей, поесть нормально, приготовить Кате форму для танцев, сделать рассылку клиентам, выложить пост в инстаграм. И так часов до двух ночи. И вот я прихожу – а дома постель не прибрана, учебники не собраны… Хватаюсь за всё сразу, и тут в голове как будто щелчок раздаётся. Словно предохранитель выбивает. Зову сына, голос такой металлический… А он уже понимает, что сейчас будет, и еле плетётся. И я начинаю орать. Знаете, я даже в такие моменты себя плохо помню. Кричу, ругаюсь матом, могу даже швырнуть чем-нибудь. Он пытается оправдаться, но уже бесполезно. Как будто какое-то помойное ведро во мне переполнилось, и пока всё не выплесну, не успокоюсь. А потом такой виноватой себя чувствую! И перед сыном, и перед дочкой, которая всё это видит и слышит. Каждый раз себе обещаю, что буду сдерживаться, что оно того не стоит. Но надолго обещаний не хватает. Потом опять в голове щелчок – и всё как в тумане...»
Пожалуй, очень многим женщинам, в одиночку воспитывающим детей, знакомы эти чувства.
Обида на жизнь за то, что приходится много работать, чтобы прокормить семью. Злость на бывшего мужа за то, что теперь некому поддержать, подставить плечо, разделить ответственность.
Все справляются с этим по-разному. У кого-то есть друзья или родственники, которые хотя бы иногда помогают и кому можно рассказать о своих чувствах. Кто-то обращается к психологу и «выливает» ненужное подготовленному специалисту в безопасной обстановке. Но иногда человеком, на которого обрушивается накопленный негатив, становится ребенок.
И тогда происходит смена ролей
Мама, задача которой – любить, принимать и помогать ребёнку переживать негативные эмоции, в момент такого «щелчка в голове» сама становится ребёнком, которому нужна помощь. А роль родителя достаётся ребёнку, подростку, который только выглядит взрослым. У него нет необходимого жизненного опыта, его нервная система ещё не готова к таким нагрузкам. Но если мама вдруг начинает вести себя как ребёнок, а папы нет, кто-то же должен стать взрослым в семье и отвечать за неё? Маленький человек просто вынужден принять эту непосильную для него роль, потому что очень любит маму.
Так и происходит в жизни Вовки – в свои 14 лет он терпеливо выслушивает мамины истерики и как взрослый реагирует на её просьбы о прощении: «И ты меня прости! Я тебя очень люблю, я буду очень стараться, чтобы все было хорошо!».
Но детская психика не рассчитана на такие нагрузки. И рано или поздно она начнёт защищаться. Это происходит по-разному: кто-то начинает постоянно болеть, кто-то сбегает от реальности в интернет или ищет утешения с помощью наркотиков.
Внешне Вовка держится, но всего за год потерял интерес к учёбе настолько, что теперь в дневнике вместо пятёрок тройки. У маленькой Кати – ночной энурез. И всё это лишь потому, что Ольга только сейчас осознала разрушительность своего «щелчка в голове» и начала разбираться в том, какие эмоции её одолевают, откуда берутся и как с ними справиться.